Чтение художественных произведений как метод психотерапии Н.В. Волкова (Москва)

В настоящее время в библиотеках все чаще появляются специалисты-психологи, реализующие особые формы работы с детьми (группы раннего и эстетического развития, коррекции поведения, общеразвивающие занятия). Поиск точек пересечения библиотечной и психологической деятельности, определения специфических функций психолога именно в этой сфере  неизбежно заставляет вспомнить о библиотерапии. Библиотерапия (от греч. biblio – книга, therapy – лечение) уже давно стала классикой арттерапевтических методов работы с различными видами личностных проблем, невротических состояний, помощи человеку в трудных жизненных ситуациях.

Следует отметить возрастающий интерес к данному направлению в работе библиотек как специалистов по библиотечному делу и детскому чтению, так и психологов [Библиопсихология и библиотерапия, 2006]. Как указывает Н.С. Лейтес, общей для отечественной психологической науки и «библиотечного дела» (выражение Н.А. Рубакина) стала методологическая установка, «согласно которой чтение книги, особенно литературно-художественных произведений, - это прежде всего выражение личности читателя, устремленного к диалогическому общению. Соответственно, в библиопсихологии – в центре внимания взаимодействие, общение читателя с текстом, а в библиотерапии – использование такого общения в лечебно-воспитательных целях» [Библиопсихология и библиотерапия, 2006, с.].

Особую ценность чтение специально подобранных художественных произведений имеет в работе с детьми. Среди факторов, обусловливающих предпочтение в выборе методов психологической помощи в пользу библиотерапии, следует отметить свойственную детям и подросткам эмоциональность, впечатлительность, развитое образное мышление и воображение, слабые механизмы психологической защиты. Все это позволяет ребенку легко идентифицироваться с героем произведения, открыто, искреннее и глубоко проживать чувства, порожденные в процессе чтения, и присваивать полученный героем книги опыт как личностный, имеющий особую значимость для себя. Очевидно, что основными критериями отбора художественных произведений как средств психотерапии должны быть доступность текста детскому восприятию и изоморфность сюжетной линии и психологической проблемы.

В рамках библиотерапевтической работы можно выделить несколько ее разновидностей: это и чтение уже написанных другими людьми произведений с последующим анализом собственных переживаний и впечатлений, и психологическая проработка историй, специально, с учетом индивидуальных особенностей и проблемных сфер, составленных психотерапевтом, и, наконец, сочинение собственных историй и сказок. Каждый из этих видов эффективен и целесообразен в применении к определенным типам психологических проблем и возрастным категориям детей.

Так, например, чтение художественных произведений классических и современных авторов стало неотъемлемой частью диагностической и пропедевтической работы с детьми, страдающими логоневрозом (нарушенным речевым общением в форме заикания) в рамках методики групповой семейной логопсихотерапии (Ю.Б. Некрасова – Н.Л. Карпова [Карпова, 2003]). Здесь разработана специальная схема чтения разнообразных книг на такую тематику, как борьба с недугом (И.С. Тургенев «Живые мощи», А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи»), переживание инакости и одиночества (Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», А.П. Чехов «Тоска», П. Вежинов «Барьер», И. Хургина «Рыжая», Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»), творческое преодоление трудностей (Д. Гранин «Эта странная жизнь», К. Паустовский «Золотая роза», Ю. Олеша «Ни дня без строчки»), позитивный взгляд на жизнь, активная жизненная позиция (Б. Шоу «Пигмалион», О.И. Скороходова «Как я воспринимаю и понимаю мир», Э. Портер «Поллианна», И. Триус «Жить стоит»). Это - далеко не полный перечень произведений, которые ведут за собой процесс переосмысления детьми и подростками собственных трудностей в общении и личностном становлении. Завершается такой процесс составлением собственной сказки, которая часто становится квинтэссенцией переживаний, связанных с длительной коммуникативной депривацией, и выражением сильной мотивационной установки, направленной на преодоление заикания.

Надо отметить, что сказке, как наиболее близкой, понятной и вместе с тем глубокой художественной форме, отведено особое место в работе со всеми детьми. Специалисты по сказкотерапии подчеркивают, что «лечение сказкой» не только для детей, но и для взрослых становится процессом «поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем» [Зинкевич-Евстигнеева, 2001, с.8]. В метафорической форме в сказке содержится информация о динамике жизненных процессов, символическое описание всевозможных путей развития ситуаций, образные способы решения проблем. Терапевтическая метафора, как в готовом виде (народные, авторские сказки), так и специально смоделированная для конкретного ребенка психологом, является одним из сильнейших способов трансформации поведения и гармонизации эмоциональной сферы [Гордон, 1992].

Так, чтение сказок с соответствующим содержанием позволяет ребенку контейнировать деструктивные эмоции. Достаточно, например, вспомнить, что дети младшего школьного и подросткового возрастов очень любят слушать так называемые «страшные истории», дающие возможность отреагирования негативных эмоций, психологической переработки проблем смерти, любви к родителям и послушания, взаимодействия с незнакомыми людьми и предметами, безопасности жизни, интериоризации родительского контроля [Осорина, 1990]. Большой психотерапевтический эффект здесь получает и рассказчик страшных историй, который в символической форме совладает со своими страхами, дает выход агрессии, управляет сюжетной линией и эмоциями слушателей.

Бесценные возможности рационального осмысления и эмоционального переживания значимых для каждого жизненного этапа и конкретной личности вопросов (поиска смысла жизни, преодоления трудностей, выхода из кризиса, формирования отношения к себе и Другому) заключены в художественных произведениях детских и взрослых, отечественных и зарубежных авторов и могут быть открыты посредством профессионально грамотной психологической работы.

Важным результатом «душеполезного чтения» [выражение Ермаковой Т.В., см. Библипсихология и библиотерапия, 2005] становится продуцирование у ребенка новых, более эффективных форм поведения (снижение агрессивности, ослабление страхов, психологическое взросление, установление контакта с другим ребенком или взрослым, формирование коммуникативных навыков), происходит «перенос сказочных смыслов в реальность» [Зинкевич-Евстигнеева, 2001. с.9].

Учет и использование возможностей библиотерапевтической работы вводит взаимодействие специалистов по детскому чтению с юными читателями в более широкий контекст, обогащает их профессиональный репертуар. Таким образом, при правильно выстроенной работе ребенка с книгой чтение становится не только образовательным, но и терапевтическим, врачующим душу, занятием, которое может быть особенно эффективно организовано в условиях детской библиотеки.

Библиография

  1. Библиопсихология и библиотерапия. Редакторы Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек. – М.: Школьная библиотека, 2005.
  2. Гордон Д. Терапевтические метафоры. – Таганрог: Эсперо, 1992.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2001.
  4. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. – М.: Флинта, 2003.
  5. Осорина М.В. "Черная простыня летит по городу", или зачем дети рассказывают страшные истории //Популярная психология: Хрестоматия. – М., 1990.