Дмитрий Ревякин – очарование русских пейзажей

Недавно корреспондент немецкого сайта об искусстве Рудольф Штрезе взял интервью у Дмитрия Ревякина. Оригинал можно прочитать здесь: http://www.art-depesche.de/index.php/malerei/108-dmitrii-revyakin-der-zauber-der-russischen-landschaften

А вот русская версия:

Дмитрий Ревякин – очарование русских пейзажей

Р.Ш.: Дмитрий, как живопись вошла в Вашу жизнь, и когда Вы решили стать художником?

Д.В.: В 16 лет я простудился, сидел дома и от нечего делать начал рисовать акварелью. У меня получилось несколько картин, похожих на плакаты. Мне понравилось, я начал рисовать чаще и чаще, попробовал писать масляными красками на холсте и стал развиваться в этом направлении. В течение 4-5 лет был дилетантом, но потом понял, что надо обучаться профессионально и поступил в университет, а затем и в аспирантуру. Мое самообразование ни на день не останавливается, и чем больше я рисую, тем больше затягивает и хочется двигаться дальше.

Р.Ш.: Кого Вы считаете своими наиболее важными учителями?

Д.Р.: Мой университетский профессор, академик Российской академии художеств Андрей Ильич Курнаков в наибольшей степени повлиял на мои работы и личность. К сожалению, он умер 5 лет назад. Андрей Ильич был удивительным человеком, для которого важнее всего была забота о студентах и их профессиональном развитии.

Р.Ш.: Как бы Вы описали свой стиль?

Д.Р.: У меня реалистичная и импрессионистичная живопись. Я использую яркие сочные цвета для передачи впечатлений от увиденного. Экспериментирую с объемом, делаю переходы от дальнего плана к переднему посредством изменения мазков от тонких, просвечивающих, лессировочных к пастозным.

Р.Ш.: Пишете ли Вы на пленэре?

Д.В.: Да, я в основном и пишу пейзажи на пленэре. Очень люблю сельские пейзажи и глухие места. Мне нравится вставать рано утром, часа в 4, и писать с натуры, когда только начинает рассветать. Вечером мое любимое время около 6 часов и до заката, до 10-11. В это время суток быстро меняются цвета.
Живопись на природе мне никогда не надоедает. Также иногда я пишу натюрморты с натуры для поддержания базовых навыков мастерства.

Р.Ш.:  Какие пейзажи в наибольшей степени влияют на Ваши работы? Расскажите об этом.

Д.В.: Мне нравится передавать состояния природы и погоды. В детстве я проводил много летнего времени в деревне, и сейчас продолжаю часто бывать в диких местах, где мало людей, с нетронутой природой, без дорог и жилья. В России много прекрасных мест – лесов, полей, рек, озер. Они очень разнообразны и отличаются от сезона к сезону. Еще я мечтаю поехать в горы и написать их с натуры.

Р.Ш.: Ваши работы очень объемны, иногда Вы даже делаете 3D-изображения (например, „Щука на блесну“).

Д.В.: Да, у меня была идея сделать раму для картины, продолжающую изображение, чтобы резьба по дереву и живопись были единым объектом. Чтобы был переход от плоскостной живописи к объему. Я стремлюсь воплотить это в жизнь, это новый подход, но он очень время- и трудоемкий, поскольку требует не только навыков живописца, но и резчика по дереву. Поэтому таких работ не получается делать много («Кошки-мышки», «Мученик», «Щука на блесну», «Парус»). Идей на этот счет у меня много, но реализация их сложна. Так что пока 3D ушло на задний план. Возможно, я вернусь к нему позже.

Р.Ш.: Следите ли Вы за современным западным искусством? Какое Ваше мнение по его поводу, каких художников Вы цените?

Д.В.: Да, слежу. Мне кажется, что современное западное искусство стремится к авангарду и абстракции. Акцент ставится на выражении эмоций, а не на технике живописи. Некоторые художники даже ею не владеют. Другие умеют писать академично, но пишут упрощенно – открытыми чистыми цветами, а не сложными цветовыми сочетаниями. Также я вижу другую тенденцию – художники стремятся писать сверхреалистично, их картины похожи на фотографии. Безусловно, это требует высокого мастерства, но в итоге получаются изображения, лишенные специфических черт живописи – объема, воздуха, перспективы.

Зачастую используют мастихин, забывают школы старинных мастеров, уходят в абсурдные концептуальные вещи.
Эти тренды интересны для меня. Я вижу их и в России, но в более стертом виде.
Среди западных художников мне нравится Mark Arian. Его картины очень красивы.

Р.Ш.: ​Отмечаете ли Вы разницу между русским и западным искусством в наши дни?

Д.В.: Да, у нас, особенно в провинции, сильны традиции. Сохранилось много мастеров, принадлежащих к старым школам живописи, в которых важен академический рисунок, композиция, сложные цветовые сочетания, идея, реалистичность изображения, воздушная и линейная перспективы. Это школы Репина, Серова, Саврасова, Поленова, Айвазовского.

Р.Ш.: Есть что-то, чему западное искусство может или должно научиться у русского?

Д.В.: Я думаю, сейчас наши общества находятся немного в разных культурных контекстах, поэтому нуждаются в разных типах искусства. Западные мастера тоже умеют писать академично, но это не востребовано обществом. Точно так же русские интересуются и пробуют себя в постмодерне, но это не мейнстрим. Это не хорошо и не плохо, просто факт. Думаю, западному и русскому искусству надо поддерживать диалог и учиться понимать друг друга, вычленять те смыслы, которые транслируются арт-объектами. Искусство – лучший инструмент налаживания взаимопонимания, когда слова не работают.

Р.Ш.: Кого из современных русских художников Вы могли бы порекомендовать для нас?

Д.Р.: Есть два художника – мои земляки, работы которых я очень ценю: Ольга Сорокина и Алексей Плешков.

Р.Ш.: Вы даете бесплатные онлайн мастер-классы для людей, которые хотят обучиться живописи. Расскажите нам об этих вебинарах.

Д.В.:  Да, я начал замечать, что многие люди хотят заниматься творчеством, но технически не могут написать работу. Москвичи посещают мою студию «Леонардо», и мы работаем над основами масляной живописи и академического рисунка. Однако многие не имеют такой возможности (живут в других городах и даже странах или не имеют достаточно денег). Поэтому я решил вести такие бесплатные мастер-классы, во время которых показываю, как можно за 3 часа написать картину. Конечно, это не заменяет «живого» обучения, но все же такие уроки пользуются большим спросом, ведь для кого-то это единственный доступный способ. Мои ассистенты как-то записывали города и страны, в которых находятся онлайн-ученики. Географии широкая – от Австралии до США. Но большая часть, конечно, из России. И я думаю, это чудесно, что все больше людей приобщаются к искусству.

Я стремлюсь к тому, чтобы сделать онлайн-обучение максимально интересным, полезным и комфортным. Так что с нового, 2016-го, года вебинары будут проходить прямо на моем сайте www.k-artina.ru.

Р.Ш.: Скажите любые заключительные слова для наших читателей…

Д.В.: Я хочу сказать, что необязательно быть художником-живописцем, чтобы творить по законам красоты. Творчество может проявляться в любой сфере: науке, отношениях, жизни. Это одно из главных звеньев и способов познания мира, поэтому хочу пожелать читателям, чтобы каждый открыл в себе творческое начало и свою сферу для творчества. Всем успехов!