Воображение в изобразительном искусстве. Ревякин Д.В.

 

 

 Воображение – психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов  путём переработки материала восприятия и представлений образов памяти, полученных в предшествующем опыте.

          В воображении преобразуются образы восприятия  и памяти. С.Л.Рубинштейн предлагает сравнить эти три процесса. Если восприятие — "Образ настоящего, образ памяти — прошлого, то воображение можно назвать трансформированным, преобразованным образом восприятия или памяти.

Сравним воображение с памятью. Воображение это преобразование образов памяти и создаете па этой основе новых образов. Основное отличие воображения от памяти заключается в ином отношении к действительности. Если функция памяти — как можно более точное сохранение результатов прошлого опыта, то функция воображения— динамическое их преобразование. Мы говорим о хорошей памяти, если человек сохраняет информацию максимально точно и полно, без ее искажения. Напротив, о богатом воображении свидетельствует максимальная трансформация образов. Однако, воображение находится в прямой зависимости от содержания опыта человека, то есть того материала, который хранится в памяти. Воображение также тесно связано с восприятием. В чем же их отличие. В восприятии отражается то, что содержится в  объекте. Воображение – это отлет от восприятия, преобразование данного, создание нового, чего нет в образе восприятия. Например, в узоре на ковре или в чернильных пятнах можно увидеть и животного, и профиль человека и т. д.[3].

Савина Е.А. подчеркивает, что воображение также тесно связано с мышлением. Этот вопрос является дискуссионным. Некоторые психологи считают, что воображения как специфического познавательного процесса не существует, а есть творческое мышление. Другие говорят, что воображение имеет самостоятельный статус. Мы будем придерживаться второй точки зрения. Если главная функция мышления — раскрыть сущность предметов и явлений, и оно оперирует с реальным содержанием образов (например, стул — предмет, предназначенный для сидения, мебель, мел — известняк, предназначенный для писания), то воображение—это реальный мир, взятый в ином измерении, это другое предметное содержание образа (в игре детей стул — вагон, машина; мел — сахар). Отметим, что реальное содержание образа при этом не исчезает, оно существует наряду с воображаемым. Например, когда ребенок скачет на палочке, он знает, что это палочка, а не лошадь. Воображение — это не уход в мир ирреального, а преобразование действительности.

Воображение выполняет следующие функции:

1. Познавательная - благодаря процессу воображения расширяются и углубляются знания о действительности. Воображение позволяет человеку действовать в ситуации неопределенности, домысливать, достраивать не хватающую и информацию.

2. Функция антиципации или предвосхищения результата деятельности. Воображение позволяет сформировать образ будущего продукта деятельности, то есть того, чего еще нет в действительности.

3. Воображение играет важную роль в процессе понимания человеком другого человека. Благодаря воображению человек может поставить себя на место другого человека, представить его мысли и чувства.

4. Благодаря воображению формируется мечта. Она может выполнять функцию мотивации; то есть побуждать человека к деятельности.

5. Защитная функция — в воображении человек может пережить будущие возможные неприятности, что предохраняет его от стресса, подготавливает к реальным трудностям [2].

Ребёнок живёт больше в воображаемом, волшебном мире, чем в реальности. Дети играют в игры, наделяя людей и игрушки воображаемыми ролями, слушают придуманные истории, верят в выдуманных героев (как грустно им бывает узнать, то Деда Мороза не существует). Начало школьной жизни – один из самых сложных периодов в жизни ребёнка.  Фантазии вынуждены уступить место серьезным, а иногда тоскливым и серым школьным будням. Но если у ребёнка сохраняется живой интерес ко всему новому, желание попробовать открыть это новое самому, придумать что-нибудь и для себя, и для друзей – школа надолго останется одной из наиболее ярких и увлекательных страниц жизни.

Деятельность воображения теснейшим образом связана с эмоциональной сферой личности. Связь эмоций и воображения, как отмечает Савина Е.А., двусторонняя: с одной стороны, эмоции влияют на воображении, с другой, образы воображения влияют на эмоции. Остановимся на влиянии эмоций на воображение, которое психологи описывают как закон двойного выражения чувств: любая эмоция стремится воплотиться в образы, соответствующие данному чувству. Например, под влиянием страха наше воображение рисует картины бесчисленных опасностей. С другой стороны образы воображения могут порождать определенные эмоции. Наверняка, каждый из вас испытал однажды страх при виде брошенной одежды в темной комнате, приняв ее за человека или какое-то существо. И хотя образ, который создаст ваше воображение, будет нереальным, чувства вы будете испытывать вполне реальными. Это закон реальности чувств, закон двойного выражения чувств [2].

В ситуациях, когда эмоция находит свое выражение в образах фантазии, воображение ослабляет реальное проявление эмоций. Эта закономерность используется психотерапевтами с целью коррекции неврозов у детей. Например, детям предлагается нарисовать рисунок на тему: «Что мне снится страшного» или «Чего я боюсь дома».

Переживая заново отрицательные эмоции, ребенок изживает их или уменьшает их действие.

Как же создается образ воображения? Существует множество приемов создания новых образов. Остановимся на некоторых из них.

1. Прием агглютинации (склеивания, то есть создание нового путем присоединения в воображаемом образе частей или свойств разных объектов. Примерами агглютинации могут служить кентавр (человек-лошадь), образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев. Склеиваться могут любые свойства, части, в результате чего появляется причудливое порождение вымысла. На использовании агглютинации построен следующий совет, который дает Леонардо да Винчи начинающему художнику:

«Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное — пусть это будет, скажем, змея, то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи».

2. Прием акцентирования некоторых сторон отражаемого предмета, явления, в результате которого преобразуется его облик. Этот прием лежит в основе шаржа, в котором соблюдается внешнее сходство с человеком, однако карикатурно подчеркнуты наиболее характерные черты. Примером акцентуации могут служить герои литературы 18 века: имена-характеристики — Скотинин, Хватайко. Акцентуация может происходит путем сравнения. Так, на основе сравнения созданы психологические портреты Анны и Вронского, Кити и Левина в «Анне Карениной» Л.Н.Толстого.

3. Прием гиперболизации, то есть увеличения величины предметов, явлений, или их отдельных частей. Ярким примером гиперболизации являются великаны, Гаргантюа и Пантагрюель Ф.Рабле. Этот прием мы находим и у Н.В.Гоголя. Помните, как хвастал Хлестаков: «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры. Можете представить себе, 35 тыс. одних курьеров? Каково положение, я спрашиваю?»

4. Прием преуменьшения, с помощью которого созданы образы: гномы, карлики, Дюймовочка.

5. Прием схематизации, посредством которого отдельные черты сливаются, сглаживаются, а главные выступают более отчетливо. Примером могут служить наскальные рисунки первобытных людей, различные эмблемы.

6. Прием превращения образов — оставаясь самим собой, образ, в то же время, приобретает новый вид, не соответствующий его природе. Вспомните, например, превращения в повести «Вий» Н.В.Гоголя или серию традиционных превращений в сказках : заяц -утка -щука.

7. Прием уподобления, примером которого служит метафора, то есть, оборот речи, заключающий уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения:

Выходим на простор

Степного океана.

Воз тонет в зелени,

Как челн в равнине вод.

Меж заводей цветов

В волнах травы плывет,

Минуя острова

Багряного бурьяна.

А.Мицкевич «Аккерманские степи».

Примером уподобления могут служить символы: так, лермонтовский Парус символизирует свободу, лев символизирует в сказках мужество, кошка — лукавство .

К уподоблению можно отнести и аллегорию, то есть воплощение абстрактного понятия в реальный образ или образы. Вспомните, например, картины Рембранта «Флора» и «Фауна» .

8. Прием типизации, то есть обобщения типичных черт представителей какой-либо эпохи, времени и воплощение их в одном характере: Евгений Онегин, Печорин и другие герои литературных произведений [2].

На уроках изобразительного искусства учитель может знакомить детей  с данными приёмами. Это позволит им расширить спектр своих возможностей.

Выделяют несколько видов воображения. Прежде всего — пассивное и активное. Пассивное воображение имеет место тогда, когда воображение создает образы, которые не осуществляются и не предполагают осуществление. Пассивное воображение может быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное пассивное воображение выступает в форме снов, галлюцинаций, в которых комбинирование и перекомбинирование образов происходит независимо от сознания человека. Это низшие формы воображения. Если мы обратимся к сновидениям, то их интенсивность и содержание будет зависеть от физических и психологических воздействий на человека в течение дня, от внешних раздражителей, влияющих на спящего, от раздражителей, поступающих от внутренних органов.

Воображение во время сна (в сновидениях) может проявляется в совершенно невероятном комбинировании образов. Вот пример причудливого сочетания событий в сновидении одной пятнадцатилетней девушки. Она видела Екатерину II в числе участников XII Всемирного фестиваля молодежи студентов в Москве. Все дело в том, что накануне вечером она смотрела репортаж о фестивале, а все последние дни увлеченно читала роман «Фаворит» В.Пикуля. Переживания легко совместились в сновидении, преодолев временной и пространственный барьер.

Человек может также вызвать пассивное воображение преднамеренно, к нему относятся грезы, или дневные защитные фантазии. Посмотрим, какую функцию они выполняют в нашей жизни. В дневных мечтаниях человек «осуществляет» стремления, устраняет препятствия, превращает невозможное в возможное. Образы, мысли, противоречащие стремлению, тормозятся. В грезах, таким образом, находят свое решение нерешенные проблемы, неудовлетворенные желания. Фантазирование может усиливаться под влиянием внешних факторов: темнота, неподвижность, однообразный шум, тихая музыка.

Дневным мечтаниям могут благоприятствовать такие индивидуально-психологические особенности человека, как пассивность, чувство неполноценности. Склонность предаваться грезам может усилиться после разочарований в результате глубоких переживаний, горя. «Чем реже нас балует счастье, тем слаще предаваться нам предположеньям и мечтам», — писал М.Ю. Лермонтов.

Дневные грезы могут, с одной стороны, «защищать» личность от чрезмерного психического напряжения, подготовить к будущим неприятностям, изживать какие-то

стремления, влечения. С другой стороны, грезы могут стать негативным фактором поведения: опасность для человека заключается в том, что образуется привычка вместо реального удовлетворения потребностей довольствоваться их эрзац-удовлетворением в психической сфере. Фантазирование заменяет деятельность, снижает целеустремленность, приводит к пассивности, созерцательности.

Теперь охарактеризуем активное воображение. Образы активного воображения объективируются в проектах деятельности человека, оно направлено на осуществление образов. Формами активного воображения выступают воссоздающее воображение, творческое воображение и мечта.

Особым видом активного воображения является мечта. В мечте  человек создает образ желаемого будущего. Мечта не дает немедленное, непосредственное претворение в продукте, она направлена на будущую деятельность. Таким образом, мечта выступает как мотив нашей деятельности.

Деление воображения на творческое и воссоздающее в определенной степени относительно, так как в каждом из них есть элементы и одного и другого.

 

Воссоздающее воображение — создание образов предметов и явлении на основе их словесного описания, рассказа, схемы, чертежа, модели. Особенность этой формы

воображения заключается в том, что человек создает образы, опираясь на чужой опыт. Воссоздающее воображение проявляется при чтении художественных произведений, при рассматривании карт, планов чертежей, по которым мы можем восстановить то, что на них изображено. Качество воссоздающего воображения зависит от богатства опыта человека. Если прочитать  стихотворение А.Ахматовой и постараться представить то, о чем пишет автор, — эти образы и будут образами воссоздающего воображения:

Дверь полуоткрыта,

Веет липа сладко...

На столе забыты

Хлыстик и перчатка.

Круг от лампы желтый...

Шорохам внимаю.

Отчего ушел ты?

Я не понимаю.

Воссоздающее воображение позволяет нам проникнуть во внутренний мир героя, другого человека. Это происходит благодаря эмпатии —  понимания другого человека на эмоциональном уровне, сопереживания ему, сочувствия. Более способные к эмпатии люди имеют, как правило, достаточно развитое воображение. Благодаря воссоздающему воображению человек дополняет своими представлениями информацию о партнере по общению он ставит себя на его место, видит мир глазами другого человека. Это дает возможность понять состояния другого, сопереживать ему. Эмпатия играет большую роль в профессии психолога, врача, писателя, педагога.

Мы с вами говорили о воссоздающем воображении, теперь рассмотрим творческое. Творческое воображение — самостоятельное создание новых и оригинальных образов, самостоятельность творческого воображения означает, что оно работает без опоры на чужой материал. Необходимо различать объективную и субъективную новизну результата. Если образы и идеи оригинальны и не повторяют имеющееся в опыте других, то это объективное для данного человека, и для других людей.

Если же образы, идеи повторяют ранее созданное, но являются новыми и оригинальными для данного лица, то это будет лишь субъективно новым. Творческое воображение играет существенную роль в художественном, научном и  техническом творчестве [2].

Детское творчество получило сейчас всеобщее признание. Устраивается много выставок и конкурсов. Не так давно широко было распространено мнение о то, что творчество изначально присуще ребёнку, что надо только не мешать ему самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и сохранить надолго творческие способности. Оказывается, если правильно подобрать соответствующие методы обучения, то дети создают произведения гораздо более высокого уровня, чем их не обученные самовыражающиеся сверстники.  В обучении творчеству важно дать средства той деятельности, которой ребёнок занимается. И самое главное – нужно развивать воображение. Без воображения творчество немыслимо. На уроках изобразительного искусства есть прекрасная возможность для развития воображения. Фантазия детей очень неустойчива, совершенно не подчинена определённой задаче, а ведь именно умение направить свои представления в нужную сторону, подчинить их определённым целям и характеризует творческое продуктивное воображение. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения – развитие его направленности [1]. Когда учитель даёт какую-то задачу, например, сделать рисунок на определённую тему, у детей формируется способность к последовательной реализации замысла.

Литаратура:

1. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? - М, 1994.

2.Савина Е.А.  Введение в общую психологию. – Орёл, 1998. 

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.- СПб, 2005.