КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

УДК 37.02

Revyakin D.V.

 

Д.В. Ревякин, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества Заводского района г. Орла», кандидат педагогических наук ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», e-mail:revyakin-dmitrii@mail.ru. Сайт Ревякина Д.В.: http://k-artina.ru/

 

КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

В статье представлена авторская точка зрения на понимание художественно-эстетического вкуса, его компонентов и критериев определения уровня его развития у детей младшего школьного возраста. Раскрывается содержание каждого компонента и приводится характеристика каждого из уровней его развития. Описывается пакет диагностических инструментов, апробированный в формирующем педагогическом эксперименте.

Ключевые слова: художественно-эстетический вкус, дополнительное образование, критерии и компоненты художественно-эстетического вкуса, младшие школьники

 

Происходящие изменения в структуре и содержании образования ведут к решению новых педагогических задач в системе общего и дополнительного образования. Среди множества проблем современного художественного образования и воспитания особое место занимает проблема формирования художественно-эстетического вкуса подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют дискуссии о трактовке понятия «художественный вкус», об особенностях и оптимальных путях формирования художественно-эстетического вкуса у детей на конкретных возрастных этапах.

Проявление вкуса можно наблюдать в достаточно раннем детском возрасте. Необходимость воздействия на процесс формирования художественно-эстетического вкуса ребёнка связана с рядом педагогических и психологических факторов. Чем младше ребенок, тем выше его восприимчивость к внешним воздействиям и в большей степени он подражает своему окружению.

Мы живем в противоречивом мире экономической и социальной неустойчивости, в котором человеку сложно осуществить выбор идеалов. Особую значимость приобретает наличие в среде, окружающей ребенка младшего школьного возраста, истинных эстетических эталонов, задающих направление формированию художественно-эстетического вкуса и определяющих способность сопротивляться антиэталонам. Наличие развитого художественно-эстетического вкуса может выступить в качестве "противоядия" воздействию псевдокультуры и стать ориентиром в выработке отношения к окружающему миру и искусству, основанием совершенствования духовной культуры личности. Поэтому одной из важнейших задач современной педагогической и психологической науки является задача обучения и воспитания детей, начиная с самого младшего возраста, средствами искусства, формирование нравственной личности с развитым художественно-эстетическим вкусом. В связи с этим неизбежно ставится вопрос – что считать проявлением развитого вкуса, по каким критериям можно делать вывод об уровне развития вкуса.

Кроме того, анализ теоретических источников по философии, эстетике, педагогике, психологии, посвященных различным аспектам проблемы художественно-эстетического вкуса показывает, что это сложное, неоднозначное понятие. Если обозначить в широком смысле слова вкус как способность человека оценивать что-либо, то, соответственно, эстетический вкус будет обозначать способность человека оценивать эстетические особенности, присущие природе, окружающей действительности, искусству, а художественный вкус – способность оценивать произведения искусства. Использование в педагогическом аспекте взаимосвязанной категории «художественно-эстетический вкус» более объёмно характеризует феномен вкуса, связанного с задачами как художественного образования, так и эстетического воспитания, а также воздействия на основные духовные качества личности: мировоззрение, внутреннюю культуру, жизненные интересы, идеалы, духовность, творческое начало и др.

Художественно-эстетический вкус рассматривается нами как совокупность способностей человека чувствовать, воспринимать, оценивать художественно-эстетические особенности продукта творческой деятельности, явлений и объектов окружающей действительности, а также потребностей познавать искусство и действовать в соответствии с принципами эстетического идеала.

Структура художественно-эстетического вкуса включает не только наличие, но и определенный уровень развития следующих компонентов: а) компоненты, относящиеся к эстетическим ощущениям, чувствам, переживаниям красоты в труде, поведении, в быту, в искусстве; эстетической оценке объектов и явлений действительности: проявлениехудожественного и эстетического восприятия, проявление нравственно-эстетических качеств личности; б) компоненты, относящиеся к потребности в познании и создании прекрасного: проявление интереса к искусству; проявление художественных способностей и специальных знаний в области искусства.

Конкретизация этих компонентов, а также их сопоставление с возрастными особенностями соответствующих сфер личности и протекания психических процессов у младших школьников позволили нам содержательно описать критерии, по которым можно оценивать уровни развития художественно-эстетического вкуса (см. Таблицу 1).

 

Критерии уровня развития художественно-эстетического вкуса

у младших школьников

Таблица 1

Уровни развития

компонентов

художественно-эстетического вкуса школьников

Эстетические ощущения, переживания красоты, оценка объектов и предметов действительности и произведений искусства

 

проявление нравственно-эстетических качеств личности младшего школьника

 

 

 

 

 

1

уровень стилевой

высокий уровень развития культуры поведения и культуры общения (гуманистическое отношение к людям, природе, животным; развитая речь, умение ясно выражать мысли):

нравственно-эстетические представления о чуткости, добре и зле; осознание красоты в процессе проявления этих качеств личности;

нравственно-эстетические чувства (совесть, долг, вера, ответственность и др.); нравственный облик:милосердие, незлобивость и др.; нравственная позиция: способность к различению добра и зла и др., осознание красоты в благородных чувствах;

нравственное поведение: культура поведения, культура речи, проявление уважения к людям, понимание прекрасного и безобразного на уровне поступков людей

 

 

2

уровень

инструментальный

 

двойственное отношение к окружающей действительности (доброе отношение к окружающим людям ради утверждения своего «Я», творческая деятельность ради лидерства, поведение по обстоятельству, средний уровень развития культуры речи):

нравственно-эстетические представления о чуткости, добре и зле; осознание красоты в процессе проявления этих качеств личности;

нравственно-эстетические чувства (долга, веры, ответственности ради себя или своей пользы и др.);нравственный облик: милосердие, незлобивость по обстоятельству; нравственная позиция: способность к различению добра и зла и др., осознание красоты в благородных чувствах;

-нравственное поведение: недостаточно развитая культура поведения, культура речи, проявление уважения к людям иногда, ради поддержания своего авторитета

 

 

 

3

уровень мотивационный

 

примитивное отношение к окружающей действительности (примитивный уровень развития культуры поведения, речи):

- нравственно-эстетические представления о чуткости, добре и зле на низком уровне; непонимание наличия красоты в процессе проявления этих качеств личности;

- нравственно-эстетические чувства (безразличие к понятиям «долг», «вера», «ответственность», «гражданственность» и др.); нравственный облик: возможное проявление несдержанности, злости и агрессивности; нравственная позиция: безразличие к категориям добра и зла и др., отсутствие понимания красоты в благородных чувствах;

нравственное поведение: отсутствие развитой культуры поведения, культуры речи, проявление неуважения к людям

 

проявление художественного и эстетического восприятия младшего школьника

 

1

творческий

уровень

восприятия

умение отличать в окружающей действительности и в содержании произведений искусства прекрасное и безобразное, добро и зло, возвышенное и низменное, трагическое и комическое; умение отбрасывать циничное, вульгарное, пошлое; невосприимчивость к художественным суррогатам, подделкам; .адекватность восприятия основных составляющих произведений изобразительного искусства: структуры композиции, перспективы, колорита и др.; восприятие частей художественного произведения в связях и отношениях, то есть сути художественного произведения, осознание замысла автора, приводящее к оценке таланта художника

 

2

опытно-осмысленный уровень

восприятия

умение отличать в окружающей действительности и содержании произведений искусства хорошее от плохого; частично развитое умение давать композиционный анализ картины; адекватность восприятия характеристик картины: схемы композиции, цвета (колорита), формы предметов; восприятие предметов и явлений, изображенных в картине, в связях и отношениях (при помощи педагога), одновременно с этим, неумение понять сути произведения, авторского замысла

3

начальный

уровень

восприятия

недостаточно развитое умение отличать в окружающей действительности и содержании произведений искусства хорошее от плохого; безразличное отношение к содержанию произведений искусства; восприятие предметов и явлений, изображенных в картине, не в связях и отношениях; неумение понять замысел художника; неумение композиционно мыслить

 

Потребности в познании и создании прекрасного

 

проявление интереса к искусству

1

уровень стойкого интереса к искусству, основанный на целенаправленном стремлении к познанию искусства

 наличие стабильного эмоционального проявления, эмоциональной отзывчивости по отношению к произведениям искусства; способность к сопереживанию; желание углублять знания в сфере искусства; устойчивость предпочтений в области искусства; высокий уровень активности и мотивации к самостоятельной творческой деятельности, проявляющийся в старании, терпении, трудолюбии

 

2

уровень нестабильного интереса к искусству, основанный на склонности

к познанию

искусства

редкое эмоциональное проявление по отношению к произведениям искусства; желание иметь некоторые знания в сфере искусства; появление предпочтений в области искусства, заинтересованности в достижении цели творческой работы

3

уровень низкого интереса к искусству, основанный на любопытстве к познанию искусства, игре

 

редкое проявление эмоционального отношения к творческой деятельности и познанию искусства, практическое отсутствие старания, терпения, трудолюбия, самостоятельности; заинтересованность в творческой деятельности ради игры и из любопытства; слабое проявление интереса к произведениям искусства

 

проявление художественных способностей (включая креативность) и специальных знаний в области искусства

 

1

высокий уровень развития художественных способностей, основанный на достаточных знаниях, умениях и навыках в области изобразительного искусства, включая креативность как творческое проявление способностей

высокая степень развития свойств художественно-творческого воображения и мышления, зрительной и образной памяти, эмоционального отношения (эстетических чувств) к воспринимаемому и изображаемому объекту, волевых свойств личности, сенсомоторных качеств и особой чувствительности зрительного анализатора (основных и вспомогательных способностей), которые при наличии необходимого комплекса специальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, проявляются в способности создавать яркие образы в сознании ребенка и трансформировать их в творческой работе; умении разрабатывать принципиально новые идеи, отклоняющихся от традиционных схем мышления, умении неординарно мыслить, создавать оригинальную композицию в творческой работе; умении детально разрабатывать возникшие идеи

 

2

средний уровень развития художественных способностей, основанный на начальных знаниях, умениях и навыках в области изобразительного искусства, включая побуждение к творческому проявлению способностей

средняя степень развития свойств художественно-творческого воображения и мышления, зрительной и образной памяти, эмоционального отношения (эстетических чувств) к воспринимаемому и изображаемому объекту, волевых свойств личности, сенсомоторных качеств и особой чувствительности зрительного анализатора (основных и вспомогательных способностей), которые при наличии начального уровня специальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства проявляются в создании образов в сознании ребенка и их неточной трансформации в творческой работе; в медленном освоении, но точном выполнении технических приемов в изображении, редком проявлении умения ставить или решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной творческой деятельности; редком проявлении умения мыслить неординарно, создании типической композиции в творческой работе; редком проявлении способности детально разрабатывать возникшие идеи

 

3

низкий уровень

развития художественных способностей, основанный на фактическом отсутствии знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, приводящий к невозможности творческого проявления способностей

низкая степень развития свойств художественно-творческого воображения и мышления, зрительной и образной памяти, эмоционального отношения (эстетических чувств) к воспринимаемому и изображаемому объекту, волевых свойств личности, сенсомоторных качеств и особой чувствительности зрительного анализатора (основных и вспомогательных способностей), которые при фактическом отсутствии специальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, проявляются в создании искаженных образов в сознании ребенка и неумении трансформировать их в творческой работе; в медленном освоении и неточном выполнении технических приемов в рисунке и живописи, отсутствии нетрадиционного мышления и умения создавать оригинального композиции в рисунках

 

В рамках лонгитюдного исследования формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста на занятиях в творческом объединении в системе дополнительного образования нами был разработан диагностический пакет методик в соответствии с выделенными критериями. В него вошли авторские и традиционно используемые в педагогике и психологии диагностические инструменты. К авторским относятся: 1) анкета для родителей, 13 вопросов открытого и закрытого типа (цель: получение данных об уровне развития нравственно-эстетических качеств личности ребенка, выявление осведомленности родителей об особенностях художественно-эстетического вкуса ребенка, о роли семьи в художественно-эстетическом воспитании); 2) анкета для учащихся 1-2 классов (цель – определение уровня развития культуры поведения, культуры речи, особенности отношения к окружающим людям, животным, природе, другие проявления нравственно-эстетических качеств личности младшего школьника); 3) психолого-педагогический дневник для фиксации результатов наблюдения за ребенком (цель – изучение особенностей проявления интереса к искусству младших школьников, воспитанников творческого объединения; изучение особенностей поведения детей, их общения со взрослыми и со сверстниками); 4) анкеты по выявлению основных мотивов, определяющих интерес к занятиям изобразительным искусством, и ценностных ориентаций младшего школьника; 5) методика сравнения фотографий (цель – выявление умения отличать художественные произведения от нехудожественных, истинные произведения искусства от подделок и суррогата, как проявления художественного и эстетического восприятия) – модификация метода «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда. В группу традиционных методов вошли: 1) метод анализа рисунков и творческих работ (цель - выявление уровня развития художественных способностей учащихся, знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства; определение креативности); 2) тест Э. Торренса, субтест «Закончи рисунок» (диагностика креативности).

Использование данного диагностического пакета на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, проведенном на выборке 75 детей младшего школьного возраста, в ходе апробации авторской образовательной программы «По законам красоты», показало его адекватность цели определения уровня развития художественно-эстетического вкуса и соответствие возрастным особенностям детей, а критерии определения уровня развития вкуса – исчерпывающими.