К проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у де-тей младшего возраста в системе дополнительного образования

 

К проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего возраста в системе дополнительного образования

 

Д.В. Ревякин, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества Заводского района г. Орла», кандидат педагогических наук ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», e-mail:revyakin-dmitrii@mail.ru. Сайт Ревякина Д.В.: http://k-artina.ru/

 

В последние годы непрерывно растет интерес специалистов к проблемам эстетического воспитания детей и формирования у них истинного художественного вкуса. Об этом свидетельствуют различные споры и дискуссии о современной трактовке понятия «художественный вкус».

Мы склоняемся к определению художественного вкуса из словаря по эстетике: «Вкус художественный – способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства» [4]1.

В квадратных скобках указан номер работы из раздела «Использованная литература».

Дети младшего школьного возраста часто подражают своим родителям, педагогам и авторитетным, по их мнению, сверстникам. Зачастую, именно рекламные акции, пиар в СМИ привлекает детей к эстетически разлагающим материалам. Деформация художественного вкуса ребенка проявляется в погоне за модой к богато-никчемной жизни, представленной в сериалах, в стремлении к роскоши и лжекрасоте в быту и поведении. Такое понимание действительности приводит ребенка к невозможности восприятия реальных духовных ценностей.

Е.И. Ротенберг [5] в своей книге, многие русские ученые отмечают, что изучение, тяга к различным видам искусств в их совокупности обеспечивает эффективное эстетическое воспитание.

Таким образом, важнейшими задачами современной педагогической и психологической науки является решение проблемы обучения и воспитания детей младшего школьного возраста в области искусства, формирование высоконравственной личности ребенка с развитым художественно-эстетическим вкусом. Современная система дополнительного образования детей не только может, но и должна сыграть конкретную роль в нравственно-эстетическом воспитании ребенка.

Развитие, обучение и эстетическое воспитание детей школьного возраста в дополнительном образовании является важнейшей составной частью системы образования в России. В специальной литературе неоднократно отмечалось, что материал, предлагаемый школьникам из общего, традиционного образовательного курса, увы, не готов предоставить возможности раскрытия творческого потенциала ребенка и развития эстетического вкуса в полной мере. Предметы эстетического, художественного направления порой считаются второстепенными, и им не уделяется должного внимания со стороны педагогов в отечественной системе общего образования. Существующая интеграция систем общего и дополнительного образования может предоставить традиционные и альтернативные формы, методы работы в указанном направлении.

Известно, что, совершенствуя знания и приобретая навыки на занятиях в системе дополнительного образования, воспитанники обогащают свой жизненный опыт и имеют дополнительную возможность самопознания и самоопределения, которые, в свою очередь, оказывают влияние на общий уровень образованности. Одной из наиболее распространенных форм проведений занятий  в системе дополнительного образования является творческое объединение.

Основной смысл детского творческого объединения – создание воспитательной системы, целью, результатом которой в конечном итоге является ребенок как начинающий творец с показателями эстетического отношения к действительности. Идеалы младшего школьника образуются на основе формирования мировоззрения. Следовательно, процесс художественно-эстетического воспитания младшего школьника и формирования идеала при рассмотрении жизненных сторон и природных явлений  является процессом целостного формирования потребностей, интересов, убеждений, мировоззрения ребенка с позиции эстетики.

Творчество именно с ранних лет является одним из способов воспитания в ребенке различных положительных качеств: формируется художественно-эстетический вкус, появляются терпение и любовь к труду, а также стремление к самореализации и саморазвитию [3]. И совершенно очевидно, что навыки творческой работы, хороший художественно-эстетический вкус, приобретенный на занятиях  по изобразительной деятельности в творческом объединении, могут пригодиться детям не только во время учебы в школе, ВУЗе, но и на протяжении всей жизни.

Художественный вкус школьника характеризуется тем, что предпочитает ребенок, выбирает, оценивает. Если школьнику нравятся высокохудожественные произведения, значит, он обладает хорошим вкусом, в противном случае – плохим или недостаточно сформированным.

Восприятие живописных произведений младшими школьниками связано с задачей формирования художественно-эстетического вкуса. Многие исследователи, психологи, педагоги отмечают, что формирование эстетических качеств ребенка и большое влияние на его вкус оказывают экскурсии, посещения различных выставок живописи и декоративно-прикладного искусства. Действительно, восприятие художественных произведений детьми влияет на их вкус, но следует отметить, что не на всех выставках живописи представлены работы эстетического характера. Некоторые «художники», особенно дилетанты, порой позволяют себе выставлять работы по живописи циничного, вульгарного, пошлого характера, что, несомненно, негативно влияет на формирование художественного вкуса детей. Как отмечает Л.Н. Коган в своей книге «Художественный вкус»: «Художественная нетребовательность часто приводит в искусстве и к откровенной пошлости» [2]. Здесь же утверждается, что если пошлость страшна, то особенно она страшна в произведениях искусства, так как незримо проникает в сознание зрителя, показывая интимные стороны личной жизни человека. В разоблачении циничности, пошлости, вульгарности художественный вкус выступает фронтом с нравственными принципами человека. Теодор Рузвельт говорил по поводу нравственности, что воспитать человека интеллектуально, не воспитав нравственно, - значит вырастить угрозу для общества. Нравственность, по мнению Владимира Даля, противоположность телесному и плотскому. Душевный, нравственный быт человека важнее быта вещественного [1].

Общество, в котором мы живем, старается блокировать проявления зла и поощрять добро, создавая при этом правила поведения, нормы, мораль. Произведения искусства в образах и идеях отражает духовность, быт современного человека. Если в произведениях живописи будут отражены такие понятия, как стыд, совесть, честность, порядочность, милосердие, честь и достоинство, любовь, сочувствие и тому подобные, то влияние живописных работ на зрителя, ребенка будет нести нравственный, эстетический характер.

Для экспериментального подтверждения выдвинутых выше положений в 2006–2010 гг. нами проводилась практическая и диагностическая работа, где изучались особенности формирования художественного вкуса воспитанников младшего школьного возраста на занятиях изобразительного искусства в творческом объединении (в рамках дополнительного образования).

Наш эксперимент был направлен на поиск, выработку, апробацию и констатацию фактов, подтверждающих определенную степень эффективности отдельных форм и методов формирования художественного вкуса младших школьников, проверки на практике реальных путей и возможностей при применении различных типов заданий и упражнений.

Нам необходимо было определить: критерии  определения уровня развитости художественного вкуса школьников и распределения воспитанников на подгруппы с различными уровнями развитости художественного вкуса ; какие методы обучения и виды учебных занятий наиболее уместны и эффективны для формирования художественного вкуса детей младшего возраста; каким образом целесообразней создать учебную программу, учитывая требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей.

С целью наиболее оптимального развития изобразительных способностей детей, эффективного формирования их художественного вкуса были отобраны задания, упражнения для занятий изобразительным искусством, которые соответствовали особенностям воспитанников, их возрасту и повышали уровень их знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства.

В целях диагностического определения формирования художественного вкуса младших школьников нами были использованы следующие методы приемы: беседы с детьми, демонстрация дидактического материала; посещение выставок, музеев; экскурсии по достопримечательным местам города; наблюдение за воспитанниками; анкетирование воспитанников и их родителей; контроль и оценка, анализ работ подопечных.

В 2007–2009 г. экспериментальные занятия изобразительного искусства посещали воспитанники  младшего школьного возраста (дети 7-11 лет).

На протяжении 2007-2008 гг. в целях экспериментальной проверки разработанной образовательной программы изучались возможности достижения наиболее эффективных результатов в формировании художественного вкуса детей младшего школьного возраста. В нашем распоряжении находились четыре группы детей, состоящих из пятнадцати человек в каждой, первого года обучения, затем они же второго и третьего годов обучения.

В первый год по формированию художественного вкуса детей на занятиях изобразительным искусством были выявлены особенности воспитанников, свойства их личности, изобразительные способности, которые выступили в качестве критериев для распределения школьников по группам.

В эксперименте участвовали воспитанники I - IV классов. Нами были обозначены критерии оценки уровня художественного вкуса воспитанников. На основании анкетирования, беседы и анализа рисунков воспитанников творческого объединения был определен уровень художественного вкуса воспитанников (высокий, средний, низкий). Детские рисунки были оценены по отмеченным нами критериям развитости художественного вкуса.

Произведенный анализ детских рисунков, анкетирование воспитанников и их родителей, беседа с детьми послужили основанием для разделения школьников на подгруппы:

1 подгруппа – воспитанники с «высоким уровнем» художественного вкуса имели представления об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, а некоторые дети ранее занимались в других творческих объединениях  рисованием;

2 подгруппа – воспитанники со «средним уровнем» художественного вкуса имели поверхностные представления об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и редко занимались рисованием, дети данной подгруппы ранее не посещали творческие объединения изобразительного искусства;

3 подгруппа – воспитанники с «низким уровнем» художественного вкуса не имели представления об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и не занимались рисованием.

Результаты эксперимента показали:

- у учащихся, прошедших трехлетнее обучение по экспериментальной программе, в творческом объединении, показатели уровня художественного вкуса намного выше, чем у детей, не обучающихся изобразительному искусству в дополнительном образовании;

- экспериментальная программа является эффективной в формировании художественного вкуса воспитанников младшего школьного возраста;

- результаты эксперимента подтвердили предположение, что формирование художественного вкуса детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительной деятельностью в дополнительном образовании играет важную роль в повышении эффективности общего (школьного) учебного процесса  и способствует развитию творческих и художественных способностей воспитанников;

- в процессе проведения эксперимента у детей экспериментальных групп наблюдалось повышение интереса к искусству, обучению рисунку и живописи,  к формированию собственных взглядов на эстетическое понимание окружающей действительности;

- приобретенные детьми в процессе эксперимента знания, стали новым стимулом для творчества воспитанников.

Также эксперимент показал, что формирование художественного вкуса детей положительно влияет на их внутренний мир, насыщает эмоциональностью их творческие работы.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. М., 1998 г.

2. Коган Л.Н. Художественный вкус. М., 1966.

3. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М., 1991.

4. Овсянников М.Ф. Краткий словарь по эстетике. М., 1983.

5. Ротенберг Е.И. Искусство Италии. М., 1989.