Методы формирования художественного вкуса у детей. Ревякин Д.В.

 

Формы, методы и приемы развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста.
 
(Внимание, текст авторский, все права защищены).

 

Для эффективного формирования художественного вкуса детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительного искусства педагогу важно определить соответствующие формы, методы и приемы.

В переводе с латинского форма означает внешний вид, устройство, или конструкция чего-либо.

Б.Т. Лихачев дал определение формам обучения, как четко организованную, целенаправленную, методически грамотную и содержательно насыщенную систему воспитательного и познавательного общения, взаимодействия, отношений педагога, учителя и учащихся.

По определению ИИ. Прокопьева форма обучения – это внешняя сторона структуры учебного процесса, которая отображает внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов.

В педагогики считается, что формы воспитания – это способы, при которых организуется воспитательный процесс коллективной, либо индивидуальной деятельности учащегося.

Для более понятного подхода к формированию художественного вкуса детей мы разделили формы на:

  • Ведущие формы (групповые и индивидуальные занятия)
  • Сопутствующие формы (выставки, праздники)
  • Вспомогательные формы (экскурсии, конкурсы, игры)

Для эффективного формирования художественного вкуса детей  на занятиях изобразительным искусством, педагогу необходимы определенные методы обучения и воспитания. Методы обучения изобразительному искусству детей являются одним из важнейших компонентов учебного процесса, формирования художественного вкуса ребенка.

В переводе с латинского языка метод означает путь к чему-либо. В педагогики методами обучения и воспитания считаются способы деятельности педагога, учителя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Вклад в разработку методов обучения внесли такие педагоги, исследователи, психологи, как: М.М. Бирштейн, А.А. Вербицкий, Ю.С. Арутюнов, Н.В. Бурков, Р.Ф. Жуков, В.Ф. Комаров, В.И. Рыбальский, С.Р. Гидрович, Л.Н. Иваненко, В.М. Ефимов, А.Л. Лившиц, Ю.М. Порховник и многие другие.

При выборе и сочетании методов обучения для формирования художественного вкуса детей младшего возраста, мы руководствовались следующими критериями:

Цели и задачи обучения;

Методы принципов обучения;

Возможности воспитанников: возрастные, психологические, уровень подготовленности к изобразительной деятельности;

Условия и время обучения, а также вспомогательные средства обучения;

Возможности педагога-экспериментатора.

В данной исследовательской работе мы использовали следующие методы:

Первая группа методов (организация):

1.Методы по внешним признакам деятельности педагога и обучающегося: беседа, рассказ, лекция, дискуссия, инструктаж,  иллюстрация и демонстрация, упражнения, решение поставленных задач.

2.Методы по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические.

3. По степени активности познавательной деятельности воспитанников: объяснительный, иллюстративный, демонстративный, проблемный, частичнопоисковый, исследовательский.

4. По логике передачи и восприятия информации: индуктивный, дедуктивный, визуально-аналитический и синтетический.

5. По степени самостоятельности мышления при овладениями знаниями воспитанников: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический.

6. По степени управления учебной работой: учебные работы под руководством педагога, самостоятельные работы воспитанников.

Вторая группа методов (стимулирование):

1. Методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций.

2. Методы стимулирования долга и ответственности: убеждение в значимости учения, предъявление требований, упражнения в выполнении требований, поощрение и порицание.

Третья группа методов (контроль):

  1. Индивидуальный опрос.
  2. фронтальный опрос.

Данная классификация методов обучения на наш взгляд является наиболее целостной, так, как учитываются основные структурные элементы деятельности: организация, стимулирование, контроль.

Исходя из понятия различных педагогических источников, приемы обучения можно сформулировать как часть метода, действие, или способ по отношению к общему понятию «метод». Прием обучения может входить в состав различных методов и, наоборот, один метод может включать различные приемы.

Важно отметить, что наиболее эффективно в формировании художественного вкуса и развития изобразительных способностей детей работают игровые приемы.

Определив пути, способы обучения изобразительному искусству и формирования художественного вкуса у детей, дадим краткую характеристику формам, методам и приемам.

Как было отмечено выше мы разделяем формы на ведущие, сопутствующие и вспомогательные. К ведущим формам относятся групповые и индивидуальные занятия.

Групповая форма обучения – форма организации учебной деятельности на занятиях, которая предполагает функционирование малых подгрупп, работающих как над общим, так и над специфическими заданиями педагога.

Во время занятий имеющих характер групповой формы обучения, педагог творческого объединения выполняет различные функции: объясняет тему занятия и способы выполнения поставленной задачи; контролирует ход работы детей; помогает отдельным воспитанникам и группе при решении поставленных задач.

Творческое объединение состоит из воспитанников с различной степенью подготовленности, успеваемости и неодинаковыми отношениями к обучению изобразительного искусства. Поэтому педагогу целесообразно использовать в групповых занятиях дифференцированное обучение.

Дифференциация в переводе с латинского означает разделение.

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с определенной группой учащихся, составленной с учетом общих значимых для обучения качеств.

Наиболее широко в педагогической практике используется внутригрупповая (внутриклассная) дифференциация обучения, при которой внутри группы творческого объединения создаются подгруппы. Подгруппы целой группы создаются по различным признакам: по знаниям, умениям навыкам воспитанников; по легкости усвоения учебного материала и так далее. Таким образом, дифференцированное обучение дает возможность детям с разным уровнем подготовленности усваивать наиболее эффективно предлагаемый материал.

Вторая ведущая форма обучения – индивидуальные занятия.

В педагогике, индивидуальный подход рассматривается, как один из важнейших принципов обучения детей. Обучение в творческом объединении по дидактическому принципу индивидуального подхода предполагает работу педагога и воспитанника в паре.

О целесообразности использования индивидуального подхода к обучению детей писали в своих работах такие педагоги и психологи, как: А.Я. Каменский; К.Д.Ушинский; Е.Н.Водовозова; А.С.Макаренко; Н.К.Крупская; В.А.Сухомлинский; А.В.Запорожец; А.Н.Леонтьев; А.А,Люблинская; Д.Б.Эльконин; С.Л.Рубинштейн; А.В.Суровцева; и многие другие.

Понятно, что дети, занимающиеся в творческом объединении, имеют свои индивидуальные особенности. К индивидуальным особенностям воспитанника можно отнести: мышление, восприятие, память, воображение, интересы, темперамент, характер и так далее и тому подобные.

При использовании индивидуальной формы обучения, педагогу целесообразно как можно лучше изучить, особенности того, или иного воспитанника. Основным способом изучения способностей и индивидуальных особенностей ребенка является наблюдение. Понимание индивидуального подхода заключается в том, что, всесторонне изучив ребенка, педагог может определить его положительные и отрицательные качества, которые влияют на развитие, обучение, воспитание.

Сопутствующие формы (выставки, праздники). Еще Платон  утверждал, что «от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте». Ребенок постоянно познает мир, окружающую его действительность и от того, каким он увидит мир, будет зависеть его духовно-нравственное состояние, отношение к людям и действительности. Поэтому важно приобщать детей уже в младшем школьном возрасте к произведениям искусства. Как можно чаще посещать с детьми выставки, имеющие эстетически-нравственный характер, выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Одна из задач педагога творческого объединения помочь ребенку научится замечать прекрасное, сравнивать и анализировать полученные знания и получать удовольствие от восприятия художественных произведений. Наш опыт работы показал, что совместные выставки педагога и воспитанников, а также детские выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства не только приобщают детей к искусству, но и стимулируют ребенка к дальнейшему творчеству.

К сопутствующим формам обучения изобразительному искусству мы относим праздники. Праздник для ребенка младшего возраста – это особый день. Самые добрые и светлые воспоминания из детства зачастую связаны с праздниками. Дети младшего школьного возраста впечатлительны и эмоциональны. Многие педагоги и исследователи отмечают, что детям характерны острота, яркость восприятия и стремление к самовыражению. Именно праздники помогают ребенку выразить свои эмоции, чувства в изобразительном искусстве, обогащают детей впечатлениями, пробуждают интерес к творчеству, формируют художественный вкус, развивают речь и закрепляют полученные знания.

Стоит упомянуть о русских народных праздниках, которые дают детям возможность соприкосновения с народным искусством и традициями. Участие в народных праздниках духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, развивает интерес к культуре и истории своего народа, что оказывает большое влияние на нравственность воспитанников.

К вспомогательным формам мы отнесли экскурсии, конкурсы и игры. Экскурсии могут быть направлены не только на то, чтобы ознакомить детей с  работами художников в музеях и выставочных залах, но и для общения с природой, ее познания.

Воспитательно-образовательное значение экскурсий упоминали в своих работах такие педагоги и ученые, как Н.К.Крупская, Е.И.Тихеева, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и другие. Врач Е.А. Аркин отмечал, что экскурсии в природу, пребывание на воздухе и прогулки - самое полезное и лучшее средство для укрепления здоровья детей.

Многими педагогами и исследователями отмечено, что эстетические впечатления, которое возникает в процессе общения с природой, отражается в изобразительной деятельности воспитанников.

Экскурсии в природу дают возможность детям сравнить изобразительные произведения художников с окружающей действительностью, закладывать фундамент представлений о родной природе.

Следующая форма обучения изобразительному искусству – конкурс.

Детские конкурсы в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства проводятся с различными целями: патриотическое воспитание; гражданское сознание и ответственности; приобщение детей к традициям русского классического искусства; выявления талантливых, одаренных детей; расширения возможностей творческого самовыражения; развитие у детей творческого потенциала, воспитание чувства любви к родному краю и уважения к его духовному наследию; обмена опытом и тому подобные.

Игровые формы и приемы обучения в изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста составляют важную часть в формировании художественного вкуса.

Анализируя литературу, нас заинтересовала методика обучения изобразительной деятельности детей в диссертации Г.Г. Григорьевой. В данном, ее исследовании, особое место в обучении изобразительной деятельности отводится игровым приемам. О применении игровых приемов для эффективного обучения детей, доказывают такие педагоги, как Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, З.М. Богуславская и другие.

Игровые приемы можно рассматривать, как способы игрового замысла, осуществляемого путем постановки задач и выполнения игровых действий для обучения и развития детей.

Обратимся к методам, которые мы применяли для эффективного формирования художественного вкуса детей.

К организационным методом относятся – словесные. Словесные методы позволяют передавать информацию, ставить перед детьми проблемы и пути их решения.

К организационным, словесным методам мы отнесли беседу, рассказ, дискуссию, лекцию и инструктаж.

Метод рассказа предполагает изложение содержания учебного материала.

Рассказ должен: содержать достоверную информацию; содержать логику; по возможности быть эмоциональным с ярко выраженными примерами и фактами; излагаться детям доступным, простым языком; отражать отношения педагога к излагаемым фактам.

Объяснение – это монологическая форма изложения. Объяснение чаще всего применяется при изучении теоретического материала.

В отличие от рассказа объяснение – более широкое, углубленное ознакомление детей с поставленными педагогом, изучаемыми вопросами. В трудовой, изобразительной деятельности целесообразно применять следующие виды объяснения: пооперационный – последовательное объяснение; перспективный – объяснение всех операций; комбинированный – сочетание пооперационного и перспективного объяснения.

Использование объяснения, как метода, предполагает: точное формулирование педагогом задачи и сути проблемы; раскрытия причинно-следственных связей, доказательств; использования различных сравнений и сопоставлений.

Беседа – метод диалога, при котором педагог путем объяснения, продуманной системы вопросов, подводит воспитанников к пониманию нового материла.

В педагогике существуют различные виды бесед: вступительные; вводные; организующие; формирования новых знаний. Существует разновидность беседы – собеседование. Оно может проводиться как с отдельным ребенком, или подгруппой воспитанников, так и с группой в целом.

Достоинства метода беседы заключаются в следующем: при помощи беседы у детей развиваются память, речь и другие способности; беседа имеет воспитательную силу; является диагностическим средством; активизирует учебно-познавательную деятельность.

Учебная дискуссия – метод стимулирования познавательного интереса, вовлечение детей в обсуждение различных точек зрения, пробуждение воспитанников к осмысливанию своей и чужой позиции, точки зрения.

Грамотно проведенная дискуссия учит воспитанников понимать проблему более глубоко, считаться с мнениями других детей и уметь отстаивать и защищать свою позицию.

Лекция – монологический способ изложения педагогом материала. Лекция используется, как правило, когда нужно изложить обширный по объему материал, например, на вводных, заключительных занятиях, или при повторении пройденного материала.

Инструктаж – относится к объяснению путей и средств формирования навыков, умений применения знаний для выполнения задания.

Инструктаж можно разделить на: вводный – предназначен для демонстрации педагогом трудовых приемов; текущий – дается в индивидуальном порядке на рабочем месте воспитанника.

К организационным, наглядным методам мы отнесли методы иллюстрации и демонстрации.

Наглядные методы обучения используются во взаимосвязи с практическими и словесными. Наглядные методы предназначены для наглядно-чувственного познания и ознакомления воспитанников с объектами, явлениями и процессами в их натуральном виде или в символьном изображении (схемы, репродукции, рисунки).

Метод иллюстраций предполагает: показ детям зарисовок мелом на доске; показ репродукций и картин художников (работы самого педагога); таблиц; плакатов.

Метод демонстрации относится к показу кинофильмов, видео сюжетов используя компьютер и тому подобное.

Метод наглядности должен соответствовать следующим требованиям: наглядный материал должен соответствовать возрасту детей; размещать наглядный материал в студии надлежит таким образом, чтобы он был  хорошо виден воспитанникам; привлекать детей к обсуждению и нахождению информации в наглядном материале; демонстрируемая информация должна соответствовать содержанию изучаемого материала; педагог должен продумать пояснения при показе материала.

Следующий метод – практический. К данному методу можно отнести упражнения. Упражнения – выполнение практического, или умственного действия с целью овладения знаниями, умениями, навыками. Упражнения условно разделяются на графические, учебно-трудовые, устные, практические, письменные.

Упражнения разделяют на: воспроизводящие – закрепление пройденного материала; тренировочные – применение знаний в новых условиях; комментированные – при данном упражнении, воспитанник комментирует свои действия.

По степени мышления при овладении знаниями воспитанников методы разделены на: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения состоит в том, что педагог сообщает детям различную информацию с использованием дидактических средств, в том числе видео, аудио и диафильмов. В педагогике принято считать, что этот метод – один из наиболее экономных способов передачи информации, но умения и навыки воспитанников при использовании объяснительно-иллюстративного метода не формируются. Воспитанники воспринимают полученную информацию, и их деятельность заключается в ее осмыслении и запоминании.

Для приобретения навыков и умений существует репродуктивный метод обучения. Репродуктивный метод основан на многократном повторении материала. Деятельность  воспитанников заключается в решении задач и в овладении приемами выполнения упражнений.

Проблемный метод заключается в том, что педагог ставит перед воспитанниками задачу и показывает детям наиболее эффективные пути ее решения.

Частично-поисковый, или эвристический метод основан на приближения детей к самостоятельному решению поставленных педагогом задач. Используя этот метод, педагог разбивает проблему на под-проблемы, а воспитанники ищут пути их решения.

Исследовательский метод обучения основан на творческом применении знаний воспитанников при решении поставленной педагогом задачи. Деятельность воспитанников заключается в освоении приемов самостоятельной постановки проблемы и нахождении способов ее решения.

Следующие методы, которые классифицируются по логике передачи и восприятия информации: индуктивный, дедуктивный, аналитический.

Само название дедуктивный метод говорит о дедукции - умозаключение от общего к частному. Другой метод индукции противоположен дедуктивному. Индуктивный метод – умозаключение от частного к общему. Все логические операции, которые характерны дедуктивному и индуктивному методу рассчитаны на освоение, формирование новых знаний.

К дедуктивному и индуктивному методу принадлежат такие отдельные методы, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение абстрагирование, конкретизация и метод аналогии.

Визуально-аналитический метод – это наглядный метод обучения, который сопровождается анализом. Используя визуально-аналитический метод идет разбор, понимание и анализ репродукций, учебных постановок, наглядных пособий, работ педагога и детей, произведений художников живописи и декоративно-прикладного искусства.

Синтетический метод входит в группу репродуктивных и выступает, как условие для приобретения изобразительного опыта, позволяет синтезировать зрительные восприятия и воплощать их в практической изобразительной деятельности.

Третья группа методов – контроль, которая включает в себя индивидуальный и фронтальный опрос.

Впервые идею контроля знаний, умений и навыков теоретически обосновал в работе «Великая дидактика» Я.А. Коменский. Коменский сформировал правило, которое содержало то, что педагог проверяет знания воспитанников, а в конце учебного года проводит «переводные экзамены».

В целом, контроль выполняет следующие функции: контролирующую, диагностическую, обучающую, развивающую, прогностическую,  ориентирующую и воспитывающую.

Методы контроля используемые в нашем исследовании следующие: наблюдение, устный индивидуальный опрос, фронтальный опрос, групповой опрос, комбинированный контроль, самоконтроль, тестовый контроль и практический контроль.