Особенности формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста. Ревякин Д.В.

Основные научно-теоретические положения формирования художественного вкуса младших школьников

2.1 Особенности формирования художественного вкуса у воспитанников младшего школьного возраста

 

Формирование творческих интересов, художественного вкуса и эстетических качеств младшего школьника осуществляется различными  средствами, в том числе средствами изобразительного искусства.

Наука эстетика рассматривает художественный вкус как одну из главных характеристик художественной культуры личности, связывает его с уровнем развития эстетической культуры общества.

Проблема развития художественного вкуса школьников младшего возраста особенно актуальна в аспекте современных, будущих исследований эстетического восприятия искусства, детского творчества в изобразительной сфере деятельности.

С точки зрения эстетики художественный вкус формируется художественным опытом личности и его качество зависит от опыта общения человека с искусством. Эмоциональные переживания у детей младшего школьного возраста, связанные с восприятием  произведения искусства, (красоты, мастерства), оставляют след в душе ребенка и влияют на формирование художественного вкуса. С годами первое общение с «прекрасным» через искусство часто переходит в потребность понимать, знать, воспринимать и оценивать то или иное произведение искусства, что в свою очередь формирует эстетические качества личности.

Развитие художественного вкуса у младших школьников на занятиях изобразительного искусства дает возможность в их старшем возрасте познавать, приобщаться к прошлому, видеть, понимать и ценить прекрасное, правдивое в национальном достоянии, которое выражено в художественных картинах русских мастеров живописи. Обладая художественным вкусом, школьники младшего возраста понимают специальный язык искусства, в процессе обучения получают знания о его видах и жанрах.

Существует несколько определений художественного вкуса. Одно из них приводится в словаре по эстетике[1].

Художественный вкус – это способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства.

Художественный вкус формируется средствами  художественного воспитания.

Художественное воспитание – формирование потребности в общении с искусством, способности воспринимать искусство во всем его жанрово-видовом многообразии и социально-исторической определенности, умения адекватно оценивать эстетические достоинства произведений искусства. [4].

Художественное воспитание в свою очередь  является одной из важнейших частей эстетического воспитания и способствует формированию эстетического сознания человека.

Формирование художественного вкуса зависит от различных факторов: художественный опыт; возраст человека, его интересы и потребности; жизненный опыт личности и так далее.

Рассматривая историю искусств можно наблюдать случаи, когда общество, художники, искусствоведы не принимали и критиковали творчество других художников. Так, например, В. Стасов отвергал творчество К. Брюллова, но это совсем не значит, что у Стасова плохой вкус. Скорее к данному случаю можно отнести односторонность в высокоразвитом художественном вкусе.

На суждение о художественном вкусе влияет соотношение коллективных и индивидуальных вкусов. Так, идеалистическая эстетика разработала элитарный подход, применимый к искусству, где мнение индивида противопоставлялось мнению «толпы» (общества).

Элитарное искусство – течение в буржуазной художественной культуре, создающее искусство для немногих, для «избранных», для эстетической и культурной элиты, способной оценить и воспринять некий «тайный» и «сокровенный» смысл и язык высшего творческого духа, закрытый и принципиально непонятный для широкой публики, для народных масс. [4].

В истории искусств существовал подход прямо противоположный элитарному,  когда вопрос о ценности художественного произведения решался «большинством» голосов, обществом. Таким образом, одной из насущных проблем в исследовании художественного вкуса является его истинность, объективность. На наш взгляд истинность суждения художественного вкуса зависит от степени его объективности.

На наш взгляд истинность суждения художественного вкуса зависит от степени его объективности.

Исследования отечественных авторов об особенностях восприятия искусства воспитанников младшего школьного возраста доказывают о доступности понимания ребенком содержания и эстетическом восприятии детьми произведений мастеров искусства. Исследование Н.А. Вершининой доказывает, что дети уже в пятилетнем возрасте способны получать знания о композиции произведений живописи. В.А. Гуружапова в своем исследовании о развитии понимания младшими школьниками искусства в процессе обучения живописи доказывает, что дети семилетнего возраста способны понимать образный строй произведений и выделяют «смысловые части, зоны» картины. Н.М. Зубарева предлагает три уровня эстетического восприятия  детьми живописных произведений, художественных картин:

На самом низком уровне, ребенок эмоционально воспринимает изображение знакомых ему предметов.

На втором уровне ребенок осознает эстетические качества в художественной картине. Красивое на этом этапе ребенок видит как: цвет предметов, форму, композиционные моменты.

На высоком уровне дети воспринимают внутреннюю характеристику художественного образа произведения.

Практика показала, что дети воспринимают и оценивают живопись по цвету, форме, светосиле предметов, композиционным моментам, стилю изображения. Особую роль в восприятии детьми живописи играет декоративность художественной картины. Так, яркая по колориту, красочная, написанная лаконично в плоскостной манере, художественная картина вызывает наибольший интерес у ребенка, чем та, в которой присутствуют серые оттенки и тона.

Как отмечает Т.Г. Казакова[2], по данным ученых, при восприятии живописи дети проявляют интерес к картинам бытового жанра, пейзажа и натюрморта. В сюжетных картинах детей привлекает увлекательное своеобразие содержания, мальчикам наиболее интересны батальные или спортивные сцены, девочкам больше предпочтительны изображения животных. Восприятие и оценка живописи детьми младшего школьного возраста во многом зависит от личностного отношения ребенка к изображенным явлениям и предметам, от их наблюдений и жизненного, художественного опыта.

Для успешного развития художественного вкуса воспитанников младшего школьного возраста средствами рисунка и живописи, большое значение имеет обучение детей правилам композиции: гармоническому заполнению рисунком всей поверхности листа бумаги; композиционному ритму; выбор формата и его расположение (вертикально, горизонтально); перспективы; построение предметов, изображаемого; законов цветоведения. Причем методика преподавания и обучение правилам живописи и рисования не должно идти по пути заучивания схем и таблиц, а должна быть направлена на формирование художественно-творческой активности ребенка.

В младшем школьном возрасте процесс изображения у детей бывает важнее результатов законченной работы над рисунком. Ребенок выбирает тему и размышляет над сюжетом, как нарисовать ту или иную линию, положить мазок краски, чтобы получилось красиво. Практика показала, что процесс изображения сопровождается эмоциональной реакцией воспитанника на то, что он рисует. Не редко дети во время работы комментируют то, что они рисуют и представляют себя в качестве изображаемых героев, наделяют их чертами своего характера. Содержание рисунков воспитанников – это мечты и желания ребенка. Воплощая мечты и воображаемое в рисунках, дети передают на бумагу свои наблюдения и жизненный опыт.

С 1920 годов школьные программы  по изобразительному искусству ориентировались на рисование детьми с натуры различных предметов простых форм. Ошибкой такого подхода к обучению детей рисованию можно считать действие педагогов, не принимающих во внимание интересы школьников, их «двигательной» установки психики. А.А. Бакушинский первый вводит понятие «искусство детей» и утверждает, что взрослый художник может только мечтать приблизиться к детскому искусству. Если придерживаться такой позиции, то в итоге мы придем к выводу, что детей незачем учить живописи и рисунку и их творчество совершенно. Еще одно мнение специалистов в области детского творчества заключается в том, что школьникам необходимо приобщаться к красоте, развивать художественный вкус с помощью бесед, дидактического материала, изучения школьниками произведений живописи. Но, без умения детьми рисовать и без элементарных знаний техники живописи и рисунка невозможно по-настоящему приобщаться к красоте. Если не развивать творческие и изобразительные способности, эстетический и художественный вкус детей в младшем школьном возрасте, то в старшем возрасте подростки охладевают к искусству и не могут выразить себя в творчестве, передать на живописной основе задуманное. Поэтому важно с раннего возраста воспитывать у детей отношение к изобразительному искусству, как к виду деятельности, который требует от человека огромного трудолюбия и глубоких знаний в данной области. В развитии эстетических чувств и художественного вкуса детей младшего школьного возраста необходимы сочетания теоретических и практических знаний, навыков в области изобразительного искусства. Как отмечает А.Д. Алехин[1], если человек занимается творчеством и занимается изобразительной деятельностью, то воспитывать, приобщать его к искусству значительно легче. Освоение детьми младшего школьного возраста основ изобразительной грамоты в изостудии, творческом объединении – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно- выразительных средств. [2]

Для развития художественного вкуса воспитанников младшего школьного возраста необходимы занятия разных видов: занятия на основе декоративно-прикладного искусства (к ним относятся лепка из пластилина или глины, художественно-оформительские работы, аппликация, декоративная живопись); рисование с натуры; беседы о живописи и произведениях художников; посещение выставок живописных, декоративных и графических работ.

Понимая, переживая и оценивая художественные картины, (репродукции, иллюстрации) того или иного времени, воспитанники осознают историю, и быт времени, в котором было создано произведение искусств.

Художественное время – специфическая форма передачи в искусстве реальных временных отношений.[4]. Анализируя работы художников живописцев, дети учатся понимать нравственную сторону сюжета, красоту природы, переживание, чувства и внутреннее состояние человека.

Беседы о живописи, показ детям иллюстраций художественных произведений целесообразно сопровождать практической работой, выполнению заданий по рисованию. Занятия рисованием требуют от педагога умения создать атмосферу и определенный эмоциональный настрой у  воспитанников при работе над изображением.

На каждом временном историческом этапе преобладал тот или иной вид искусства и соответственно, влиял на другие. Так, например, в Италии эпохи Возрождения доминировала живопись, а в России 19 века – литература. Каждое из видов искусства способно отражать окружающий мир, но вместе с тем нуждается в помощи других видов искусства. Например: появившийся советский кинематограф мог влиять на живопись, а именно на композиционные приемы или крупно-плановости изображений; кадр цифрового фотоаппарата при увеличении дает точечное изображение, технику такого письма (точечного) в живописи охотно используют дети 9-11 лет.

Взаимодействие искусств – взаимное соприкосновение и влияние различных видов искусства друг на друга в процессе их исторического развития. [4].

Детские рисунки одно из звеньев в критериях оценки их художественного вкуса. Рисунки воспитанников помогают педагогу понять об отношениях ребенка к окружающим его людям, природе, тому или иному произведению искусства. Яркие цвета в рисунке, старательность его выполнения указывают на то, что ребенка радует сюжет создаваемого изображения и он испытывает положительные эмоции, соответственно темные оттенки в работе указывают на то, что ребенок испытывает отрицательные эмоции либо к персонажам изображения, либо к теме занятия. Поэтому педагог регулярно просматривает не только работы детей, выполненные  на занятиях, но и предлагает воспитанникам приносить для просмотра и анализа рисунки, выполненные в домашних условиях. Авторы самых удачных, интересных работ могут участвовать в выставках детского творчества и поощряться грамотами, благодарственными письмами или призами, что дает ребенку стимул в его дальнейшей творческой деятельности.

Часто педагог на занятиях изобразительным искусством дает детям задание, которое выполняется в коллективной форме. Например, коллективная работа на тему «поздравительная открытка к Новому году». При таком подходе к работе дети стараются максимально красиво изобразить доверенную им тему, вспоминая приобретенные знания на занятиях рисованием, ведь результат работы будет зависеть от каждого отдельно взятого воспитанника. Детский коллектив является средством формирования личности каждого ребенка. В творческом коллективе воспитанники осознают свои способности и возможности, успехи творческой деятельности, оценивают результат приобретенных знаний о живописи, делятся мнением о той или иной живописной работе, обмениваются знаниями об изобразительном искусстве. Дети первого класса общеобразовательной школы еще недостаточно самостоятельны и организованны, ограниченны в жизненном опыте. В детском коллективе важно приобщать воспитанников к дружеским и доверительным отношениям между собой. Для развития художественного вкуса, полезно коллективное обсуждение рисунков, а также репродукций художественных произведений. При коллективном обсуждении живописных работ, педагог направляет внимание детей на характер образа, решение сюжета, композиционные моменты, колорит работы и так далее.

Во втором классе общеобразовательной школы на занятиях изобразительным искусством детям дают задание на выполнение сюжета с изображением людей. Практика показала, что дети этого возраста (8-10 лет) часто нарушают соотношения пропорций человеческой фигуры. Например, дети часто преувеличивают в рисунках размер головы по отношению к самой фигуре человека. Поэтому в течении года педагог дополнительного образования теоретически, на основе наблюдений, может обращать внимание детей на соразмерность всех частей тела человека. Кроме пропорции человеческой фигуры интересно изучить с детьми особенности: мимики человека, изображение человек в статичной позе или движении и т. д. Целесообразно одновременно с изображением человека проведение бесед с воспитанниками о портретной живописи и мастерах портретного жанра.

Беседы о художественных картинах великих мастеров живописи могут переходить в диалог, благодаря коротким выступлениям, докладам, подготовленными детьми о художниках.  На занятиях такого рода педагог создает обстановку свободного обсуждения темы между воспитанниками. Беседы также важны для выяснения уровня развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста.

 

Ревякин Дмитрий Владимирович – аспирант ОГУ,

кафедра живописи.

Литература:

Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. – М.: Просвещение,  1984.

Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов.– М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

Кузин В.С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд., испр. – М.: ООГО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.

Овсянникова М.Ф. Краткий словарь по эстетике: Кн. Для учителя / Под ред.– М.: Просвещение, 1983.

Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. – 2-е изд.,стер. – М.: КДУ, 2005.

 

Для проведения нашего исследования мы определили следующие критерии оценки художественного вкуса детей младшего возраста:

 

Художественное восприятие:

Первичное осознание художественных образов. Адекватность восприятия характеристик картины: цвета, формы, композиции, перспективы.

Адекватное, поверхностное восприятие смысловых элементов картины. Поверхностное восприятие предметов и явлений, изображенных в картине, в связях и отношениях.

Любознательность при восприятии картины, эмоциональная отзывчивость, сопереживания.

Понимание и осмысление художественного произведения:

Умение отличать в содержании живописных произведений хорошее от плохого и основные категории эстетики: прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, трагическое от комического.

Умение отбрасывать циничное, вульгарное, пошлое.

Неравнодушный отбор на уровне нравственности и красоты.

Невосприимчивость к художественным суррогатам, подделкам.

Развитие эстетической потребности и интереса к художественному творчеству:

Не стоящий на месте, постоянно преобразующийся процесс.

Широта эстетических интересов.

Желание создавать прекрасное своими руками.

4. Проявление в конкретных факторах (по работам, рисункам):

Развитие фантазии, воображения, умения неординарно мыслить, активность в художественной деятельности.

Сформированность элементов мировоззрения, развитая культура речи и др…

В исследованиях психологов значимую роль отводится проблеме художественного восприятия произведений искусства (картин, музыки и литературных произведений). Так, данную тему затрагивали в экспериментально психологических исследованиях Г.В. Иванченко, М.З. Дукаревич, Т. В. Калинина, Л.Г. Юлдашев, М.Д. Назаров, Е.М. Торшилова, Т.А. Дельская, А.В. Запорожец, П.С. Писарский, Г.А. Емельянова, О.И. Никифорова, В.П. Ягункова, Е.М. Торшилова, М.В. Грибанова, Е.Е. Федоров, М.З. Дукаревич  и другие.

Д.Б. Лихачев выделяет три основных этапа восприятия школьником художественных произведений:

Первый этап - первичное восприятие художественного произведения (воссоздание в сознании художественных образов);

Второй этап – постижение художественного произведения. Сущность данного этапа заключается в том, что дети занимаются творческой деятельностью, «воспроизводят художественное произведения», понимают его более глубоко, чем на первом этапе восприятия.

Третий этап - освоение произведений искусства школьниками.

На третьем этапе, благодаря глубокому изучению и проникновению детей в идейно-художественную сущность произведения искусства, появляется перспектива, возможность для дальнейшего изучения произведений, использования полученных знаний о произведении в познании жизни, формирования не только художественного вкуса, но и мировоззрения, воспитания нравственности.

В психологии восприятием считается чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. Что же касается художественного восприятия, то данный термин применим к произведениям искусства.

Т. В. Калинина в своей исследовательской работе отмечает, что художественное восприятие это способность, лежащая в основе любого художественного творчества, которая дает возможность входить в мир культуры, и позволяет порождать новые художественные миры на основе собственного мировосприятия. Многие исследователи, в том числе Т.В. Калинина доказывают, что художественное восприятие, как способность формируется в процессе творчества и общения с произведениями искусства. Восприятие произведений искусства появляется еще в дошкольном возрасте. В своих исследованиях М.В. Грибанова отмечает, что в процессе художественного восприятия детьми произведения искусств на основе сопереживания расширяется палитра различных чувств эстетического, художественного характера, что влияет на уровень развития художественно-эстетического вкуса ребенка.

В своем исследовании М.В. Грибанова отмечает, что художественное восприятие произведений протекает поэтапно.

На первом этапе зритель, поверхностно воспринимает художественный образ произведения, замысел автора. При первичном, элементарном восприятии, ребенок понимает в общих чертах характер изображенных предметов на картинной плоскости: форму, их цвет, пространство. О.В. Борисинкова отмечает, что на первом этапе восприятия музыкальных произведений трактуются с двумя эмоциональными аспектами – грустно и весело.

На втором этапе художественного восприятия произведений искусства зритель глубже осознает изображение, раскрывает особенности картины, связь предметов. Зачастую, воспринимая картину, дети младшего школьного возраста не осознают и не оценивают взаимосвязь цвета, перспективы и так далее с содержанием произведения, а также не понимают художественного образа и замысла автора. Исследователи А. Бине, В. Штерн утверждают, анализируя высказывания детей разного возраста о содержании сюжетных картин, что младшие школьники способны перечислять отдельные предметы, улавливать их связь и давать им характеристику. Л.В. Выготский показывает, что если картины (репродукции) включить в игровую ситуацию, то значение отдельных предметов изображения для всей картины в целом могут раскрыть даже дети дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, Н.Н. Подъякова, В.В.Давыдовой, отмечено, что дети еще в дошкольном возрасте способны в процессе восприятия художественных произведений живописи выделять свойства предметов, устанавливать связи между предметами и явлениями.

Мы согласны с выводами исследований М.Б.Козловым, что дети младшего школьного возраста, особенно первых классов в большинстве случаев не могут без помощи взрослого полностью осознать идею, замысел автора картины. Восприятие детьми младшего возраста смысловой стороны картины, идеи автора и понимание связей между явлениями или предметами изображения, в большинстве случаев протекает поверхностно.

В процессе формирования эстетического отношения к живописи и художественного вкуса детей младшего школьного  возраста главными звеньями являются эмоционально-образное восприятие произведений искусства и изобразительно-выразительных средств, а также формирование интересов и предпочтений. Это доказывается в исследованиях: И.Б.Астахова, М.Ф.Овсянникова, Н.А. Дмитриева.

Как отмечает Т.Г. Казакова, эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства, оставляют неизгладимый след в душе ребенка и с годами, это тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство.

По данным исследования Н.М. Зубаревой[3], при восприятии живописи, дети предпочитают картины бытового жанра и меньше пейзаж, натюрморт. Картина бытового жанра привлекает детей интересным сюжетом. Например, мальчикам больше нравятся картины со спортивными, или героическими темами, а девочкам изображения с образами животных и их среде обитания. Натюрморт, или пейзаж привлекает детей цветовым сочетанием, изображенными предметами и явлениями природы. У некоторых детей отмечается интерес к одной теме. Большинство детей младшего возраста отдают предпочтения картинам с яркими цветовыми сочетаниями. Так, дети 6-9 лет, способны к эстетическому восприятию картины, которая вызывает положительные чувства и радостные эмоции. Дети 7-12 годов уже имеют опыт в наблюдениях за природой и ее явлениями, по этому пейзажная живопись оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что проявляется в их речи.[4]

Идеалы младшего школьника образуются на основе формирования мировоззрения. Следовательно, процесс эстетическо-художественного воспитания младшего школьника и формирования идеала при рассмотрении жизненных сторон и природных явлений - является процессом целостного формирования потребностей, интересов, убеждений, мировоззрения ребенка с позиции эстетического.

Развитие художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте дает право ребенку воспринимать окружающий мир, действительность, явления и произведения искусства по таким категориям, как: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Д.Б. Лихачев в своей книге[5] приводит определение К. Маркса: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой активности ребенка  способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты».

Категории эстетики - прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое находятся в тесной связи между собой, а также с понятиями гармонии и дисгармонии и с категориями этики – «добро и зло», «справедливость», «совесть», «героическое», «вина», «ответственность» и так далее.

Остановимся подробней на категориях, причастных к художественно-эстетическому вкусу и кратко их охарактеризуем.

 

Философ и психолог Давид Юм пишет в своем очерке «О норме вкуса»: вкус — способность различать прекрасное и безобразное в природе и в искусстве.

Прекрасное – наиболее существенная категория эстетики.[6]

Красота зачастую воспринимается близко к термину  - прекрасное, хотя между данными понятиями существует разница. Красота в отличие от прекрасного характеризует явления и предметы действительности с внешней стороны. Тогда, как прекрасное раскрывает предмет с его внутренней стороны, сущность и закономерность связей, внутренних свойств и структуры. Прекрасное – эстетический образ красоты и совершенства, гармонии в единстве формы и содержания.

Прекрасное в изобразительном искусстве применимо по таким  требованиям, как: является прогрессивным в содержании какой либо работы и повышает гармонию общественных отношений; отражает правдивость окружающей нас действительности, что способствует утверждению гармонии социальных связей; обладает  наивысшем содержанием, которое обладает выразительностью в адекватной форме.

Антонимом прекрасного в эстетике принято считать категорию безобразного.

Безобразное – категория эстетики, обозначающая что-либо отталкивающее. К категории безобразного принято относить несоразмерность, дисгармоничность, неупорядоченность и отсутствие совершенства.

Безобразное отличается от некрасивого и уродливого тем, что содержит в отрицательной, негативной форме представление о прекрасном и эстетическом идеале.

Безобразное, как и трагическое применимо к воплощению зла  и является контрастным элементом прекрасного.

Возвышенное – категория эстетики, которая связанна, как и безобразное с прекрасным, трагическим и комическим. Возвышенное отображает совокупность художественных социальных и природных явлений.

К категории возвышенного, к примеру в природе, относят бурю, смерч, полярное сияние и так далее. В обществе, возвышенное проявляется в выдающихся поступках и деяниях, подвигах как народов, так и единичных случаев – личности. Возвышенное передают в произведениях искусства, к примеру, героическая трагедия, ода, монументальные баталии в живописи и так далее.

Полярно противоположной категорией возвышенного является -  низменное.

Низменное - категория эстетики, содержащая не только негативные явления действительности, но и общественную, личную жизнь человека, которая может вызвать у зрителя эмоционально-эстетическую реакцию.

В природе низменное можно наблюдать как, например, неблагоприятная для человека местность – болотистая, пустынная. В обществе, низменное проявляется в эксплуатации людей или манипулировании их сознанием и тому подобное. К сфере низменного можно отнести различные человеческие черты, к примеру, эгоизм, воровство или варварство и так далее.

Низменное (падшее, недостойное), как духовное переживание человеческой меры. В изобразительном искусстве низменные явления, граничащие с безобразным и комическим отображаются в произведениях искусства как элементы комедии, сатиры или пародии. Изображаемое низменного в искусстве зачастую подчиняется художественной правды и эстетической мере.

Трагическое – категория эстетики, имеющая объективные противоречия. К противоречиям трагического принято относить борьбу человека или человечества с природными явлениями; общественные отношения; деятельность и внутреннее состояние человека и так далее.

Трагическая основа составляет тот момент, где человек или общество страдает или гибнет по каким-либо причинам, но заслуживает лучшей участи в жизни.

Трагическое появляется в начале как легенда или миф, но в последствии человек осознает не только данную категорию эстетики как «художественное» - в жанре трагедии, но и получает теоретическое обобщение философской мысли Аристотеля, Шиллера, Гегеля и многих других. Трагическое в современном понятии – эстетическое переживание, которое перевоплотилось в основном благодаря искусству из страданий и страха.

Комическое – категория эстетики, отражающая явления из жизни, характеризующиеся противоречивостью и несоответствием между тем, чем они являются и тем, за что выдает их человек.

В изобразительном искусстве комическое раскрывается как явления: деятельность человека или людей; образ жизни и т. д., которые противоречат ходу истории и идеалам общества. В комическом преобладает сарказм, юмор или сатира.

Как полагал Ж.Ж. Руссо, уровень вкуса у каждого человека разный. Но, стоит ли так взыскательно относится к  вкусу отдельно взятого человека? Лев Кассиль в своей работе «Дело вкуса» задает и отвечает на  вопрос: Чем опасен дурной вкус? Кассиль отмечает, что у человека с плохим, пошлым вкусом постепенно вырабатывается не только неверное виденье произведений искусства, но и пошлое, циничное отношения к явлениям, людям, жизни.

Вольтер указывает на то, что извращенный, плохой вкус в искусстве сказывается в любви к сюжетам, возмущающим просвещенный ум.

Художественный вкус школьника характеризуется тем, что предпочитает ребенок, выбирает, оценивает. Если школьнику нравятся высокохудожественные произведения живописи, значит, он обладает хорошим вкусом, в противном случае – плохим, или недостаточно сформированным.

Восприятие живописных произведений младшими школьниками связано с задачей формирования художественно-эстетического вкуса. Многие исследователи, психологи, педагоги отмечают, что формирование эстетических качеств ребенка и большое влияние на его вкус оказывают экскурсии, посещения различных выставок живописи и декоративно-прикладного искусства. Действительно, восприятие художественных произведений детьми влияет на их вкус, но следует отметить, что не на всех выставках живописи представлены работы эстетического характера. Некоторые «художники», особенно дилетанты порой позволяют себе выставлять работы по живописи циничного, вульгарного, пошлого характера, что, несомненно, негативно влияет на формирование художественного вкуса детей.

Как отмечает Л.Н. Коган в своей книге «Художественный вкус»[7] : «…Художественная нетребовательность часто приводит в искусстве и к откровенной пошлости».

Коган утверждает, что если пошлость страшна, то особенно она страшна в произведениях искусства, так, как незримо проникает в сознание зрителя, посвящая в интимные стороны личной жизни человека. В разоблачении циничности, пошлости, вульгарности художественный вкус выступает фронтом с нравственными принципами человека.

Теодор Рузвельт говорил по поводу нравственности, что воспитать человека интеллектуально, не воспитав нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.

Нравственность, по мнению Владимира Даля, противоположность телесному и плотскому. Душевный, нравственный быт человека важнее быта вещественного[8].

Структуру нравственной культуры личности составляют: знания о добре и чести, нравственные эмоции и чувства, воля, нравственные ценности и идеалы, нормы и принципы, нравственные интересы и убеждения, уважение к людям, человеколюбие, сострадание, справедливость, чувство долга, ответственность, совестливость, сочувствие и так далее.

Общество, в котором мы живем, старается блокировать проявления зла и поощрять добро, создавая при этом правила поведения, нормы, мораль. Произведения искусства в образах и идеях отражает духовность, быт современного человека. Если в произведениях живописи будут отражены такие понятия, как стыд, совесть, честность, порядочность, милосердие, честь и достоинство, любовь, сочувствие и тому подобные, то влияние живописных работ на зрителя, ребенка будет нести нравственный, эстетический характер.

Художественный вкус может быть одновременно плохим и хорошим, детям может нравиться большее количество произведений живописи, чем «живописных подделок и суррогата», или наоборот. По этому важно формировать художественный вкус младших школьников на основе понимания прекрасного и красоты.

Д.Б. Неменский дает определение художественно-эстетическому вкусу, как невосприимчивость к художественным суррогатам и жажду общения с подлинным искусством. А.К. Дремов определяет художественно- эстетический вкус, как способность чувствовать, отличать подлинно прекрасное, эстетические достоинства явлений природы, жизни и искусства.

Пейзажная живопись, в которой, порой отражены эффекты природы, не оставляют ребенка равнодушным к их красоте. Большинство детей младшего школьного возраста предпочитают живопись с яркими, сочными контрастными тонами. Но не все живописные работы, обладающие яркостью и контрастом «написаны по законам красоты, нравственности и эстетичности». Одна из задач педагога при формировании художественного вкуса не только знакомить детей с произведениями живописи, но и противопоставлять шедевры живописи с подделками и суррогатом. Поэтому педагоги на занятиях изобразительным искусством рассматривают, объясняют, доказывают детям, какие живописные работы достойны внимания и изучения, а какие нет. Отсюда рождается совершенно очевидный вывод, что чем больше ребенок понимает искусство, а не подделку, чем больше уделяет внимание произведениям великих мастеров, тем больше отдает предпочтение живописи на уровне нравственности и красоты.

 

Исследователи отмечают, что не только школьники младшего возраста способны понимать содержания живописных произведений. Например, такие исследователи, как Н.М. Зубарева, Н.А. Вершинина, Р.М. Чумичева, доказывают, что детям уже в старшем дошкольном возрасте доступно понимание содержания живописных произведений и восприятие средств их выразительности.

Многие исследователи, в том числе  Б.Т. Лихачев отмечают, что именно в период дошкольного и младшего школьного возраста важно с точки зрения эстетического воспитания формировать нравственно-эстетическое отношения к жизни. Встреча с прекрасным в искусстве в младшем возрасте не делает сразу ребенка духовно богатым, эстетически развитым, но в душе оставляет след на эмоциональном уровне и порой на всю жизнь. По этому важно, чтобы дети с первого класса получали знания и развивались в области искусства. При общении ребенка с произведениями искусства, при не стоящем на месте, постоянно преобразующим процессом, при постоянной изобразительной деятельности младшего школьника, постепенно формируется не только художественно-эстетический вкус, но и творческие, специальные изобразительные, художественные способности.

А.И. Шахова справедливо заметила: «Нельзя требовать от ребенка, чтобы он оценил картину Рафаэля «Сикстинская  Мадонна», но можно и нужно так развивать его способности, его духовные качества, чтобы, достигнув определенного возраста, он мог наслаждаться творчеством Рафаэля. Воспитание искусством преследует цель, прежде всего воздействия на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное богатство, которое определит его и дальнейшее поведение».

Многие ученые, исследователи, в их числе Н.Л. Кульчинская, придерживаются мнения, что художественно-эстетический вкус, художественное восприятие эффективно формируется комплексом искусств.

Существуют различные виды искусств: изобразительное искусство, литература, музыка, театр, кино, архитектура и другие. Е. Ротенберг[9] в своей книге, многие русские ученые отмечают, что изучение, тяга к различным видам искусств в их совокупности обеспечивает эффективное эстетическое воспитание. Е.Г. Мюнстер утверждает, что живопись и рисунок – это такой же способ выразить свои чувства, как проза, танец, или музыка. Обращаясь к истории, мы можем убедиться, что все великие художники, поэты, музыканты и так далее, черпали вдохновение из различных видов искусств (например: Леонардо, А.С. Пушкин, Герман Гессе и т.д.). Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что приобщая детей младшего возраста к опыту человечества, накопленного в различных видах искусств, у них формируется художественно-эстетический вкус и развиваются художественные способности.

Не секрет, что для детей младшего возраста любимым знакомством с искусством и эстетическим идеалом является кино и мультипликационные фильмы, телевиденье. Но, к сожалению, в последние годы средства массовой информации - телевидение, радио, интернет, различные журналы и так далее, несут в общество не всегда эстетическую и высоконравственную информацию: жестокость; дезинформацию об историческом прошлом различных народов; содержания сцен эротики, или насилия; ненормативную лексику. Доступность такой информации для детей способствует деформации в нравственно-эстетическом развитии ребенка и формировании художественно-эстетического вкуса.

Понятно, что у разных младших школьников, художественный вкус сформирован по-разному. Например, одни дети получают удовольствие от рисования и одновременного прослушивания музыкальных классических произведений, что указывает на их высокий уровень художественного вкуса. Другие дети, получив рекомендацию прочитать книгу, или посмотрев фильм эстетического характера только из-за его престижности, не хотят и не постигают сути, смысла идейного содержания художественного произведения, не получают удовольствия от восприятия произведений искусства, что указывает на низкую развитость их художественного вкуса.

Обобщив изученные нами исследования о формировании художественного вкуса, мы сделали вывод, что эстетическая потребность и интерес к художественному творчеству, широта эстетических интересов младшего школьника являются показателями для определения  уровня развитости художественного вкуса.

Одной из задач педагога дополнительного образования творческого объединения, является развитие у детей желания создавать прекрасное своими руками.

Изобразительный труд младшего школьника способствует удовлетворению его эстетических потребностей.  Обычно, чем выше результаты художественного труда школьника, тем сильней повышается уровень самооценки. Самооценка порождает определенные эмоциональные чувства: тревожность, превосходство, грусть, зависть и другие. Самооценка школьника в области изобразительной деятельности может подталкивать ребенка на творчество, или наоборот, пробуждать нежелание школьника заниматься изобразительной деятельностью и познавать искусство, художественные произведения.

Н. П. Сакурина, Т.С. Комарова[10] отмечают, что изобразительная деятельность приобретает творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, когда школьник овладевает знаниями, умениями, навыком для создания изображения. Общение детей с произведениями искусства вызывает эстетическое переживание, помогает школьникам глубже воспринимать явления жизни и находить, создавать образные выражения впечатлений в своих рисунках. Постепенно у детей формируется художественный вкус.

Не только интерес детей к рисунку побуждает выполнять свои работы лучше, для школьника важно мнения окружающих, родителей,  педагога, сверстников. Часто дети стараются нарисовать изображение «по законам красоты» для того, чтобы подарить его маме, папе, родным, близким людям. Именно это желание часто способствует труду ребенка с особым желанием. Ребенок может заниматься изобразительным творчеством для получения оценки о его работе, поэтому, педагогу важно помнить, что критика рисунка в адрес ребенка должна быть тактичной и почти не заметной для школьника.

Вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления, воображения внесли такие исследователи и психологи, как: Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич. В исследованиях зарубежных психологов (К. Юнг, А. Маслоу, А. Адлер) внимание в первую очередь отводится активности в художественной деятельности ребенка, его одаренности и неординарности мышления, а также важности в развитии фантазии и воображению.

С. Л. Рубенштейн отмечает, что воображение связано, со способностью изменять мир и творить что-то новое.

В жизни ребенка воображения и фантазии играют огромную роль. Младший школьник способен в своем воображении создавать ситуации, допуская нарушения жизненной реальности. Работа воображения является  не только способом познания окружающей действительности ребенка, но и предпосылкой развития способностей к изобразительному творчеству, неординарного мышления, формированию художественного вкуса.

Мы согласны с Л.П. Постоноговой[11],  которая указывает на схожими с нашими показатели творческой активности первоклассников. Особенность деятельности младших школьников на занятиях рисования можно охарактеризовать показателями творческой активности:

  • Желание создавать прекрасное своими руками, увлеченность процессом изображения.
  • Новизна в изображении.
  • Эмоциональная отзывчивость и оригинальность.
  • Проявление в рисунках богатого воображения и фантазии.
  • Стремление доводить работу до конечного результата, трудолюбие.
  • Стремление получить хорошую оценку своей работы от педагога, родителей, сверстников.
  • Применение индивидуальных приемов в работе.

Уровень художественного вкуса младшего школьника зависит от его мировоззрения, развитости изобразительных способностей, речи. Сокольникова Н.М. утверждает, что взаимодействие между занятиями по изобразительному искусству и развитию речи - необходимое условие при развитии художественного творчества школьников.

Культура речи – это не только грамотность письма, или правильное произношение, это логическая передача содержания эстетического впечатления. Совокупность речи и восприятия изобразительных произведений дает ребенку повышенное эмоциональное впечатление. Такого рода взаимосвязь возбуждает интерес младшего школьника к искусству, знаниям об изобразительной деятельности, что повышает уровень художественного вкуса ребенка.

На формирование художественного вкуса детей младшего возраста влияет не только развитость культуры речи, но и совокупность искусств. Такие виды искусств как, например, литература, музыка, театр, в совокупности с изобразительным, могут влиять на эмоциональном уровне словом, звуком, движением для формирования художественного вкуса младшего школьника. Поэтому педагогу важно использовать на занятиях изобразительного искусства классические  музыкальные произведения, стихи выдающихся поэтов и так далее.