Размышления об искусстве и его роли в жизни человека. Эстетика и культурный досуг.

Автор статьи – Ревякин Дмитрий Владимирович.
Соблюдайте авторские права!

Размышления об искусстве и его роли в жизни человека. Эстетика и культурный досуг.

Искусство существует с древности, во все времена сопровождало жизнь человека, хотя и изменялось в разные эпохи. Почему мы придаем такое большое значение искусству? Какую роль оно играет в жизни человека?

Это во многом зависит от времени и общества, в котором живет человек. Например, если мы вернемся к каменному веку и посмотрим, что в то время изображали художники на скалах? Это были бытовые рисунки – ритуалы, зарисовки животных или процесс охоты. То есть человек изображал то, что видел вокруг себя каждый день. Искусство было способом выразить образ мира, а иногда использовалось как магический ритуал для помощи в важных делах. Такую же роль играли и первобытные танцы и песни. (КАРТИНКА)

В более поздний период каменного века появились статуи, каменные постройки, их можно сравнить с современными арт-объектами и считать первыми скульптурами. И здесь надо понять, что это уже была не просто бытовая тема, это что-то большее. Некоторые постройки напоминали скульптуры, а некоторыми произведениями, сделанными из камней, люди хотели показать, что в мире существуют плоскости и окружающая действительность работает по каким-то законам. (КАРТИНКА)

В Древней Греции искусство было одной из высших ценностей, и развитие у человека способностей в рисовании, пении, театре, скульптуре считалось целью. Без этого человек считался не гармоничным, как и без хорошей физической формы, без развитого ума. Греки в совершенстве научились о тображать идеал красивого тела в камне. Здесь мы уже видим не слегка обтесанные каменные глыбы, а реалистичные скульптуры с идеальными пропорциями (КАРТИНКА)

Древние греки достигли в этом такого высокого уровня мастерства, что до сих пор мы используем их произведения как эталон красоты.

Кроме того, место искусства в жизни общества было настолько важным, что государство делало заказы на произведения искусства. Выбирались самые заслуженные мастера, которые представляли результаты своего творчества на суд друг друга и затем выбирали одну, самую достойную работу, которая и занимала свое место в городе. За это авторам деньги не платили, то есть искусством занимались ради искусства, а не заработка, поэтому интерес был именно в оттачивании своего мастерства и получении высоких оценок от коллег по цеху. Не было судей в искусстве выше, чем сами мастера.

В эпоху Возрождения в центре внимания искусства оказался человек. Произведения были пропитаны мудростью о жизни или философскими размышлениями. Давайте вспомним Мону Лизу Леонардо Да Винчи. Ее знаменитая улыбка выражает ум и гармонию, совершенство чувства и мысли.

Постепенно людям стало не хватать в искусстве чего-то нового, они начали экспериментировать с материалами, формами, искать способы сильнее задеть чувства зрителя и лучше самовыразиться.

В наше время все сильно изменилось. С появлением техники – фотоаппарата, видеокамер, компьютеров – стало легче любому человеку отобразить мир таким, какой он есть. Поэтому в искусстве на первый план выходит не техника, не то, насколько точно художник может нарисовать что-то, а музыкант – сыграть, а то, насколько самобытно они передают свое вИдение мира. Реалистичность произведений искусства уже не настолько нужна. Автор передает свои эмоции, впечатления, идеи, пропущенные через себя.

По сравнению с классическим искусством, в современном искусстве больше всего ценится идея и эмоция. Если даже какое-то произведение вам кажется непонятным, нелепым, абстрактным, но при этом оно вызывает у вас бурные переживания, это значит, что художник, композитор, режиссер достиг своей цели.

Например, в 19 веке появилось направление живописи – импрессионизм, который переводится как «впечатление». Его авторы нарушили все принятые на тот момент законы академической живописи, начали писать не гладким письмом, и переключились с библейских, мифологических и исторических сюжетов на сцены из обычной жизни. На тот момент это вызвало жуткий скандал, а художников не хотели выставлять или вывешивались в отдельных помещениях, чтобы подчеркнуть их отверженность. (КАРТИНКИ)

Сейчас эти картины висят в лучших музеях мира и входят в золотую коллекцию произведений искусства. Они считаются самыми дорогими и продаются за дестяки сотни миллионов долларов.

Можно привести много примеров того, как экспериментальное искусство сначала не принимается современниками, а со временем становится классикой. В начале ХХ века в литературе, театре, живописи бурно распространилось движение авангардистов, которые шокировали публику своими креативными идеями. (КАРТИНКА)

Здесь искусство начало играть роль не только зеркала общественной жизни, но и активным образом влияло и меняло ее, вызывая революции в умах людей.

Все мы знаем картину «Черный квадрат» Казимира Малевича (КАРТИНКА), но не все понимают, насколько сильно она повлияла на жизнь каждого современного человека, и что последствия от этого мы наблюдаем и сейчас.

Малевич с группой художников-авангардистов проводили творческие эксперименты. Им было интересно, как цвета и формы влияют на эмоции и поведение людей, даже на их работоспособность. Результаты экспериментов Малевича использовались на производстве, в строительстве, и даже сейчас форма работников на опасных объектах делается определенного цвета – красного/желтого. Потому что это самые яркие цвета, которые человеческий глаз быстрее всего распознает. (КАРТИНКА)

Черный квадрат стал ключевой буквой в азбуке дизайна. С точки зрения изобразительного мастерства, мы не видим в нем ничего особенного – черный квадрат может нарисовать даже ребенок. Но его ценность в том, что Малевич показал в нем гармонию формы, цвета и композиции. На это опираются все современные дизайнеры и архитекторы. Черным квадратом Малевич довел техническую сторону в искусстве практически до нуля, но на максимум вывел идейную составляющую.

И все странные, порой пугающие и нелепые, современные арт-объекты – это продолжение попыток мастеров передать важные смыслы и переживания зрителю и слушателю. Произведение искусства призвано удивлять, шокировать, будоражить.

В то же время, современное искусство стало и объектом коммерции. Мы уже не в Древней Греции и не в каменном веке, когда искусство было исключительно средством самовыражения и познания. Сейчас произведение искусства часто выступает символом богатства, статуса человека, который им обладает.

И, действительно, из-за этого простому человеку – не искусствоведу, в наше время бывает нелегко разобраться, что перед ним – произведение искусства или коммерческий объект, не представляющий ценности. Поэтому если вы хотите приобщиться к прекрасному, лучше начинать с музеев, в которых представлена академическая скульптура, живопись, с театров, ставящих классические произведения, с концертов классической музыки. В них вы увидите и услышите то, что принято считать эстетическими образцами, единство глубокой идеи, смысла, красоты и мастерства воплощения. (КАРТИНКИ)

Именно на этих примерах можно постепенно сформировать у себя художественный вкус, который потом поможет вам лучше понимать и ценить другие направления искусства. Также очень полезно лучше узнавать факты из истории искусств, слушать лекции искусствоведов – их сейчас много в интернете. Знакомство с эпохой, в которую творили мастера, позволит вам глубже понять их идеи, проникнуться духом времени, понять, что чувствовал и хотел передать творец, как общество влияло на его творчество и наоборот.

То есть к восприятию искусства можно и нужно готовиться, чтобы оно действительно вошло в вашу душу и вызвало не скуку, а живой интерес и желание творить самим.

 12.02. 2917 г.