Развитие художественного и эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста на занятиях художественного творческого объединения.

 

Развитие художественного вкуса у детей младшего школьного возраста на занятиях художественного творческого объединения.

 

Д.В. Ревякин, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества Заводского района г. Орла», кандидат педагогических наук ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», e-mail:revyakin-dmitrii@mail.ru. Сайт Ревякина Д.В.: http://k-artina.ru/

 

Формирование творческих интересов, художественного вкуса и эстетических качеств младшего школьника осуществляется различными  средствами, в том числе средствами изобразительного искусства.

Наука эстетика рассматривает художественный вкус как одну из главных характеристик художественной культуры личности, связывает его с уровнем развития эстетической культуры общества.

Проблема развития художественного вкуса школьников младшего возраста особенно актуальна в аспекте современных, будущих исследований эстетического восприятия искусства, детского творчества в изобразительной сфере деятельности.

С точки зрения эстетики художественный вкус формируется художественным опытом личности и его качество зависит от опыта общения человека с искусством. Эмоциональные переживания у детей младшего школьного возраста, связанные с восприятием  произведения искусства, (красоты, мастерства), оставляют след в душе ребенка и влияют на формирование художественного вкуса. С годами первое общение с «прекрасным» через искусство часто переходит в потребность понимать, знать, воспринимать и оценивать то или иное произведение искусства, что в свою очередь формирует эстетические качества личности.

Развитие художественного вкуса у младших школьников на занятиях изобразительного искусства дает возможность в их старшем возрасте познавать, приобщаться к прошлому, видеть, понимать и ценить прекрасное, правдивое в национальном достоянии, которое выражено в художественных картинах русских мастеров живописи. Обладая художественным вкусом, школьники младшего возраста понимают специальный язык искусства, в процессе обучения получают знания о его видах и жанрах.

Существует несколько определений художественного вкуса. Одно из них приводится в словаре по эстетике[1].

Художественный вкус – это способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства.

Художественный вкус формируется средствами  художественного воспитания.

Художественное воспитание – формирование потребности в общении с искусством, способности воспринимать искусство во всем его жанрово-видовом многообразии и социально-исторической определенности, умения адекватно оценивать эстетические достоинства произведений искусства. [4].

Художественное воспитание в свою очередь  является одной из важнейших частей эстетического воспитания и способствует формированию эстетического сознания человека.

Формирование художественного вкуса зависит от различных факторов: художественный опыт; возраст человека, его интересы и потребности; жизненный опыт личности и так далее.

Рассматривая историю искусств можно наблюдать случаи, когда общество, художники, искусствоведы не принимали и критиковали творчество других художников. Так, например, В. Стасов отвергал творчество К. Брюллова, но это совсем не значит, что у Стасова плохой вкус. Скорее к данному случаю можно отнести односторонность в высокоразвитом художественном вкусе.

На суждение о художественном вкусе влияет соотношение коллективных и индивидуальных вкусов. Так, идеалистическая эстетика разработала элитарный подход, применимый к искусству, где мнение индивида противопоставлялось мнению «толпы» (общества).

Элитарное искусство – течение в буржуазной художественной культуре, создающее искусство для немногих, для «избранных», для эстетической и культурной элиты, способной оценить и воспринять некий «тайный» и «сокровенный» смысл и язык высшего творческого духа, закрытый и принципиально непонятный для широкой публики, для народных масс. [4].

В истории искусств существовал подход прямо противоположный элитарному,  когда вопрос о ценности художественного произведения решался «большинством» голосов, обществом. Таким образом, одной из насущных проблем в исследовании художественного вкуса является его истинность, объективность. На наш взгляд истинность суждения художественного вкуса зависит от степени его объективности.

На наш взгляд истинность суждения художественного вкуса зависит от степени его объективности.

Исследования отечественных авторов об особенностях восприятия искусства воспитанников младшего школьного возраста доказывают о доступности понимания ребенком содержания и эстетическом восприятии детьми произведений мастеров искусства. Исследование Н.А. Вершининой доказывает, что дети уже в пятилетнем возрасте способны получать знания о композиции произведений живописи. В.А. Гуружапова в своем исследовании о развитии понимания младшими школьниками искусства в процессе обучения живописи доказывает, что дети семилетнего возраста способны понимать образный строй произведений и выделяют «смысловые части, зоны» картины. Н.М. Зубарева предлагает три уровня эстетического восприятия  детьми живописных произведений, художественных картин:

  • На самом низком уровне, ребенок эмоционально воспринимает изображение знакомых ему предметов.
  • На втором уровне ребенок осознает эстетические качества в художественной картине. Красивое на этом этапе ребенок видит как: цвет предметов, форму, композиционные моменты.
  • На высоком уровне дети воспринимают внутреннюю характеристику художественного образа произведения.

Практика показала, что дети воспринимают и оценивают живопись по цвету, форме, светосиле предметов, композиционным моментам, стилю изображения. Особую роль в восприятии детьми живописи играет декоративность художественной картины. Так, яркая по колориту, красочная, написанная лаконично в плоскостной манере, художественная картина вызывает наибольший интерес у ребенка, чем та, в которой присутствуют серые оттенки и тона.

Как отмечает Т.Г. Казакова[2], по данным ученых, при восприятии живописи дети проявляют интерес к картинам бытового жанра, пейзажа и натюрморта. В сюжетных картинах детей привлекает увлекательное своеобразие содержания, мальчикам наиболее интересны батальные или спортивные сцены, девочкам больше предпочтительны изображения животных. Восприятие и оценка живописи детьми младшего школьного возраста во многом зависит от личностного отношения ребенка к изображенным явлениям и предметам, от их наблюдений и жизненного, художественного опыта.

Для успешного развития художественного вкуса воспитанников младшего школьного возраста средствами рисунка и живописи, большое значение имеет обучение детей правилам композиции: гармоническому заполнению рисунком всей поверхности листа бумаги; композиционному ритму; выбор формата и его расположение (вертикально, горизонтально); перспективы; построение предметов, изображаемого; законов цветоведения. Причем методика преподавания и обучение правилам живописи и рисования не должно идти по пути заучивания схем и таблиц, а должна быть направлена на формирование художественно-творческой активности ребенка.

В младшем школьном возрасте процесс изображения у детей бывает важнее результатов законченной работы над рисунком. Ребенок выбирает тему и размышляет над сюжетом, как нарисовать ту или иную линию, положить мазок краски, чтобы получилось красиво. Практика показала, что процесс изображения сопровождается эмоциональной реакцией воспитанника на то, что он рисует. Не редко дети во время работы комментируют то, что они рисуют и представляют себя в качестве изображаемых героев, наделяют их чертами своего характера. Содержание рисунков воспитанников – это мечты и желания ребенка. Воплощая мечты и воображаемое в рисунках, дети передают на бумагу свои наблюдения и жизненный опыт.

С 1920 годов школьные программы  по изобразительному искусству ориентировались на рисование детьми с натуры различных предметов простых форм. Ошибкой такого подхода к обучению детей рисованию можно считать действие педагогов, не принимающих во внимание интересы школьников, их «двигательной» установки психики. А.А. Бакушинский первый вводит понятие «искусство детей» и утверждает, что взрослый художник может только мечтать приблизиться к детскому искусству. Если придерживаться такой позиции, то в итоге мы придем к выводу, что детей незачем учить живописи и рисунку и их творчество совершенно. Еще одно мнение специалистов в области детского творчества заключается в том, что школьникам необходимо приобщаться к красоте, развивать художественный вкус с помощью бесед, дидактического материала, изучения школьниками произведений живописи. Но, без умения детьми рисовать и без элементарных знаний техники живописи и рисунка невозможно по-настоящему приобщаться к красоте. Если не развивать творческие и изобразительные способности, эстетический и художественный вкус детей в младшем школьном возрасте, то в старшем возрасте подростки охладевают к искусству и не могут выразить себя в творчестве, передать на живописной основе задуманное. Поэтому важно с раннего возраста воспитывать у детей отношение к изобразительному искусству, как к виду деятельности, который требует от человека огромного трудолюбия и глубоких знаний в данной области. В развитии эстетических чувств и художественного вкуса детей младшего школьного возраста необходимы сочетания теоретических и практических знаний, навыков в области изобразительного искусства. Как отмечает А.Д. Алехин[1], если человек занимается творчеством и занимается изобразительной деятельностью, то воспитывать, приобщать его к искусству значительно легче. Освоение детьми младшего школьного возраста основ изобразительной грамоты в изостудии, творческом объединении – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно- выразительных средств. [2]

Для развития художественного вкуса воспитанников младшего школьного возраста необходимы занятия разных видов: занятия на основе декоративно-прикладного искусства (к ним относятся лепка из пластилина или глины, художественно-оформительские работы, аппликация, декоративная живопись); рисование с натуры; беседы о живописи и произведениях художников; посещение выставок живописных, декоративных и графических работ.

Понимая, переживая и оценивая художественные картины, (репродукции, иллюстрации) того или иного времени, воспитанники осознают историю, и быт времени, в котором было создано произведение искусств.

Художественное время – специфическая форма передачи в искусстве реальных временных отношений.[4]. Анализируя работы художников живописцев, дети учатся понимать нравственную сторону сюжета, красоту природы, переживание, чувства и внутреннее состояние человека.

Беседы о живописи, показ детям иллюстраций художественных произведений целесообразно сопровождать практической работой, выполнению заданий по рисованию. Занятия рисованием требуют от педагога умения создать атмосферу и определенный эмоциональный настрой у  воспитанников при работе над изображением.

На каждом временном историческом этапе преобладал тот или иной вид искусства и соответственно, влиял на другие. Так, например, в Италии эпохи Возрождения доминировала живопись, а в России 19 века – литература. Каждое из видов искусства способно отражать окружающий мир, но вместе с тем нуждается в помощи других видов искусства. Например: появившийся советский кинематограф мог влиять на живопись, а именно на композиционные приемы или крупно-плановости изображений; кадр цифрового фотоаппарата при увеличении дает точечное изображение, технику такого письма (точечного) в живописи охотно используют дети 9-11 лет.

Взаимодействие искусств – взаимное соприкосновение и влияние различных видов искусства друг на друга в процессе их исторического развития. [4].

Детские рисунки одно из звеньев в критериях оценки их художественного вкуса. Рисунки воспитанников помогают педагогу понять об отношениях ребенка к окружающим его людям, природе, тому или иному произведению искусства. Яркие цвета в рисунке, старательность его выполнения указывают на то, что ребенка радует сюжет создаваемого изображения и он испытывает положительные эмоции, соответственно темные оттенки в работе указывают на то, что ребенок испытывает отрицательные эмоции либо к персонажам изображения, либо к теме занятия. Поэтому педагог регулярно просматривает не только работы детей, выполненные  на занятиях, но и предлагает воспитанникам приносить для просмотра и анализа рисунки, выполненные в домашних условиях. Авторы самых удачных, интересных работ могут участвовать в выставках детского творчества и поощряться грамотами, благодарственными письмами или призами, что дает ребенку стимул в его дальнейшей творческой деятельности.

Часто педагог на занятиях изобразительным искусством дает детям задание, которое выполняется в коллективной форме. Например, коллективная работа на тему «поздравительная открытка к Новому году». При таком подходе к работе дети стараются максимально красиво изобразить доверенную им тему, вспоминая приобретенные знания на занятиях рисованием, ведь результат работы будет зависеть от каждого отдельно взятого воспитанника. Детский коллектив является средством формирования личности каждого ребенка. В творческом коллективе воспитанники осознают свои способности и возможности, успехи творческой деятельности, оценивают результат приобретенных знаний о живописи, делятся мнением о той или иной живописной работе, обмениваются знаниями об изобразительном искусстве. Дети первого класса общеобразовательной школы еще недостаточно самостоятельны и организованны, ограниченны в жизненном опыте. В детском коллективе важно приобщать воспитанников к дружеским и доверительным отношениям между собой. Для развития художественного вкуса, полезно коллективное обсуждение рисунков, а также репродукций художественных произведений. При коллективном обсуждении живописных работ, педагог направляет внимание детей на характер образа, решение сюжета, композиционные моменты, колорит работы и так далее.

Во втором классе общеобразовательной школы на занятиях изобразительным искусством детям дают задание на выполнение сюжета с изображением людей. Практика показала, что дети этого возраста (8-10 лет) часто нарушают соотношения пропорций человеческой фигуры. Например, дети часто преувеличивают в рисунках размер головы по отношению к самой фигуре человека. Поэтому в течении года педагог дополнительного образования теоретически, на основе наблюдений, может обращать внимание детей на соразмерность всех частей тела человека. Кроме пропорции человеческой фигуры интересно изучить с детьми особенности: мимики человека, изображение человек в статичной позе или движении и т. д. Целесообразно одновременно с изображением человека проведение бесед с воспитанниками о портретной живописи и мастерах портретного жанра.

Беседы о художественных картинах великих мастеров живописи могут переходить в диалог, благодаря коротким выступлениям, докладам, подготовленными детьми о художниках.  На занятиях такого рода педагог создает обстановку свободного обсуждения темы между воспитанниками. Беседы также важны для выяснения уровня развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста.

 

Литература:

1.Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. – М.: Просвещение,  1984.

  1. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов.– М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
  2. Кузин В.С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд., испр. – М.: ООГО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.

4.Овсянникова М.Ф. Краткий словарь по эстетике: Кн. Для учителя / Под ред.– М.: Просвещение, 1983.

5.Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. – 2-е изд.,стер. – М.: КДУ, 2005.

 

 


[1] Краткий словарь по эстетике: Кн. Для учителя / Под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983.

[2]А.Д. Алехин. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. – М.: Просвещение,  1984

Развитие художественно-эстетического вкуса детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования

 

Д.В. Ревякин, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества Заводского района г. Орла», кандидат педагогических наук ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», e-mail:revyakin-dmitrii@mail.ru. Сайт Ревякина Д.В.: http://k-artina.ru/

 

Эстетические потребности человека появляются с возникновением общества. Природа является основным звеном в формировании духовно-нравственного мира человека. Художники периода Мадлен, изображавшие бизонов в пещерах Испании, или оленей в древних пещерах Франции уже в те времена имели художественный вкус и представление о красоте природы. Основными признаками красоты в природе можно считать: пропорциональность, симметрию и гармонию цвета.

В отечественной психологии детское творчество является предметом изучения сравнительно недавно. К исследователям изобразительного творчества детей относят ученых, психологов, искусствоведов и педагогов.

Эстетика – наука, изучающая природу и ее основные законы развития эстетического, в материальном, духовном производстве, обществе, в образе жизни, формы эстетического сознания (восприятие, чувство, вкусы, потребность, идеалы, оценки, категории), основные закономерности возникновения, развития и места в жизни общества искусства как высшей формы проявления эстетического[1].

Эстетика в переводе с греческого  означает - чувственное восприятие. Эстетика – это наука о закономерностях эстетического освоения мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Частью эстетики является эстетическое воспитание и развитие эстетического вкуса.

Термин эстетика введен в науку немецким философом Александром Баумгартеном в 1750г.

Эстетическое – понятие, отражающее то общее, что свойственно эстетическим явлениям. К эстетическому относятся: объективно-эстетическое в природе, обществе, в продуктах материального и духовного производства; эстетическая деятельность; субъективно-эстетическое (эстетическое сознание – эстетические чувство, восприятие, потребности, оценка, идеалы и так далее)[2].

Эстетический вкус формируется и развивается на основе эстетического идеала.

Эстетический идеал (с греческого – норма) – чувственное представление о прекрасном, отражающее в искусстве, жизни. В высшем значении эстетический идеал отображает возвышенное и героическое. Представления об эстетическом идеале в жизни, реальной действительности зачастую отображаются в изобразительном искусстве, например, пейзажах и натюрмортах.

Идеалы младшего школьника образуются на основе формирования мировоззрения. Следовательно, процесс эстетического воспитания младшего школьника и формирования идеала при рассмотрении жизненных сторон и природных явлений - является процессом целостного формирования потребностей, интересов, убеждений, мировоззрения ребенка с позиции эстетики.

Развитие эстетического вкуса в младшем школьном возрасте дает право ребенку воспринимать окружающий мир, действительность и явления по таким категориям, как: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Категории эстетики - прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое находятся в тесной связи между собой, а также с понятиями гармонии и дисгармонии и с категориями этики – «добро и зло», «справедливость», «совесть», «героическое», «вина», «ответственность» и так далее.

Остановимся подробней на категориях, причастных к эстетическому вкусу и кратко их охарактеризуем.

Прекрасное – наиболее существенная категория эстетики.

Красота зачастую воспринимается близко к термину  - прекрасное, хотя между данными понятиями существует разница. Красота в отличие от прекрасного характеризует явления и предметы действительности с внешней стороны. Тогда, как прекрасное раскрывает предмет с его внутренней стороны, сущность и закономерность связей, внутренних свойств и структуры.

Прекрасное в изобразительном искусстве применимо по таким  требованиям, как: является прогрессивным в содержании какой либо работы и повышает гармонию общественных отношений; отражает правдивость окружающей нас действительности, что способствует утверждению гармонии социальных связей; обладает  наивысшем содержанием, которое обладает выразительностью в адекватной форме.

Антонимом прекрасного в эстетике принято считать категорию безобразного.

Безобразное – категория эстетики, обозначающая что-либо отталкивающее. К категории безобразного принято относить несоразмерность, дисгармоничность, неупорядоченность и отсутствие совершенства.

Безобразное отличается от некрасивого и уродливого тем, что содержит в отрицательной, негативной форме представление о прекрасном и эстетическом идеале.

Безобразное, как и трагическое применимо к воплощению зла  и является контрастным элементом прекрасного.

Возвышенное – категория эстетики, которая связанна, как и безобразное с прекрасным, трагическим и комическим. Возвышенное отображает совокупность художественных социальных и природных явлений.

К категории возвышенного, к примеру в природе, относят бурю, смерч, полярное сияние и так далее. В обществе, возвышенное проявляется в выдающихся поступках и деяниях, подвигах как народов, так и единичных случаев – личности. Возвышенное передают в произведениях искусства, к примеру, героическая трагедия, ода, монументальные баталии в живописи и так далее.

Полярно противоположной категорией возвышенного является -  низменное.

Низменное - категория эстетики, содержащая не только негативные явления действительности, но и общественную, личную жизнь человека, которая может вызвать у зрителя эмоционально-эстетическую реакцию.

В природе низменное можно наблюдать как, например, неблагоприятная для человека местность – болотистая, пустынная. В обществе, низменное проявляется в эксплуатации людей или манипулировании их сознанием и тому подобное. К сфере низменного можно отнести различные человеческие черты, к примеру, эгоизм, воровство или варварство и так далее.

Низменное пересекается и граничит с категориями эстетики безобразного, комического. В изобразительном искусстве низменные явления граничащие с безобразным и комическим отображаются в произведениях искусства как элементы комедии, сатиры или пародии. Изображаемое низменного в искусстве зачастую подчиняется художественной правды и эстетической мере.

Трагическое – категория эстетики, имеющая объективные противоречия. К противоречиям трагического принято относить борьбу человека или человечества с природными явлениями; общественные отношения; деятельность и внутреннее состояние человека и так далее.

Трагическая основа составляет тот момент, где человек или общество страдает или гибнет по каким-либо причинам, но заслуживает лучшей участи в жизни.

Трагическое появляется в начале как легенда или миф, но в последствии человек осознает не только данную категорию эстетики как «художественное» - в жанре трагедии, но и получает теоретическое обобщение философской мысли Аристотеля, Шиллера, Гегеля и многих других. Трагическое в современном понятии – эстетическое переживание, которое перевоплотилось в основном благодаря искусству из страданий и страха.

Комическое – категория эстетики, отражающая явления из жизни, характеризующиеся противоречивостью и несоответствием между тем, чем они являются и тем, за что выдает их человек.

В изобразительном искусстве комическое раскрывается как явления: деятельность человека или людей; образ жизни и т. д., которые противоречат ходу истории и идеалам общества. В комическом преобладает сарказм, юмор или сатира.

Эстетический вкус – это способность, развитие которой во многом зависит от общения человека с искусством.

Способности человека подразделяются на три вида:

Мыслительные.

Художественные.

Промежуточные, объединяющие упомянутые выше способности.

Остановимся на художественных способностях, которые включают в себя специальные изобразительные.

К специальным изобразительным способностям мы относим: творческое мышление, творческое воображение, внимание и волю, зрительную память, эмоции и чувства, ощущение цвета, сенсомоторные качества, восприятия пространства, фактуру поверхности предмета.

В психологии способности, относящиеся к изобразительной деятельности, разделяют на основные и вспомогательные.

1. К основным относят такие способности как: творческое мышление и воображение; внимание и воля; зрительную память; эмоции и чувства, эстетический вкус.

2. К вспомогательным: сенсомоторные качества (связанные с действием руки воспитанника, или ручная умелость, регуляция рисовальных движений), восприятия пространства, фактуру поверхности предмета.

Специальные способности воспитанников на занятиях изобразительной деятельности делятся на познавательные и эмоционально-волевые процессы.

К познавательным процессам относят такие специальные способности, как: воображение, мышление, внимание, память; к эмоционально-волевым - волю, эмоции, чувства, эстетический вкус.

Для формирования художественного вкуса детей немаловажным является развитие их изобразительных способностей.

 

Развитие эстетического вкуса воспитанника зависит от эстетического воспитания ребенка.

Эстетическое воспитание – это целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиции общественно-экономического идеала воспринимать, оценивать эстетическое в окружающей действительности, искусстве, природе, а также творить, жить, преобразовывать мир по законам красоты.

Воспитательный процесс можно выразить следующим образом:

Культура общества влияет на социальную цель, таким образом, педагог определяет цель воспитания. В нашем случае – это воспитание эстетического вкуса. Содержание, средства, методы и формы занятий изобразительного искусства влияют на цель воспитания детей, то есть на результат – повышение уровня развития эстетического вкуса воспитанника.

В младшем школьном возрасте ребенок уже получил из жизненного опыта запас эстетических впечатлений, переживаний и знаний, при помощи которых начинается эстетическое воспитание, которое подталкивает к возникновению интереса предметов, явлений окружающей действительности со стороны прекрасного.

 Первоначальное проявление эстетического вкуса воспитанника можно наблюдать на таком уровне, как нравится – не нравится, или красиво – не красиво, а также рассматривая представления ребенка о добре и зле, истине и лжи, справедливости и несправедливости.

Эстетический вкус ребенка развивается на основе его эстетического и других идеалов. К идеалу человека принадлежат природные явления с позиции эстетического, ее красота. На развитие эстетического вкуса воспитанника влияют экскурсии по музеям и выставочным залам изобразительного искусства, красота природы, прогулки по городу и тому подобное. Во время прогулок в парки, скверы и т.д., педагог должен тактично привлекать внимание детей на красоту природы, архитектурных строений, сравнивать оттенки, цвета между предметами. Например, Ч. Дарвин утверждал, что многие животные, птицы производят действия, которые сопоставимы с художественным творчеством. В современное время подобное приписывают к живой и неживой природе: пенье птиц, причудливые узоры на стекле от мороза, скальные, каменные скульптуры и из веток деревьев. Но такие явления природы нельзя рассматривать как искусство, ведь искусство – есть продукт деятельности человека, при котором создается художественный образ.  Природа богата эстетическим достоинством и превосходит в этом отношении искусство. Человек может только находить, выявлять, черпать идеалы красоты и эстетическое многообразие природы.

 Экскурсии по местам достопримечательностей города должны сопровождаться педагогом рассказами о памятниках и строениях, об их истории и значимости для жителей города. Экскурсии по музеям, выставкам живописи, графики, декоративно-прикладного искусства оказывают глубокое влияние на развитие эстетического вкуса у детей не только младшего школьного возраста, но и среднего, старшего. Целью походов в музеи, выставочные залы конкурсных, творческих работ является ознакомление воспитанников с произведениями мастеров изобразительного искусства, художников - профессионалов живописи,  графики или декоративно-прикладного искусства. Рассматривая репродукции художников живописи на занятиях изобразительного искусства, педагог обращает внимание воспитанников на замысел художественного произведения, композиционное и конструктивное построение, колорит, цвет, светотень и тоновое отношение между предметами, что, безусловно, развивает эмоционально-эстетическое отношение воспитанника к изображаемому, убеждает школьника в духовно-материальном мире и возможности его познания.

Беседы об изобразительном  искусстве дают прочную основу для развития их эстетического вкуса. Воспитанники во время беседы об изобразительном искусстве и произведениях мастеров живописи получают теоретические знания, учатся понимать идею произведения живописи и определять эстетическое в искусстве. Полученные воспитанниками теоретические знания об искусстве реализуются в их творческой деятельности, например рисунке или живописи акварельными красками на патриотическую тему. Педагог, на занятиях изобразительного искусства, проходящих в форме беседы, может черпать свои знания из научных данных, в которых признается то, что изобразительное искусство отражает  в художественных образах действительность и само является средством познания реальности, развития эстетического воспитания и вкуса. С помощью педагога, анализируя репродукции, фотографии и другие материалы  в которых показаны произведений искусства, младшие школьники могут наблюдать всю красоту и гармонию окружающей их реальной действительности в собранном в произведении виде. При анализе, рассматривании произведений изобразительного искусства воспитанниками, перед  педагогом ставится  задача  объяснить и рассказать о данном произведении так, чтобы ребенок не остался безразличным к художественному образу, а пережил то, что изображено и отнесся положительно или отрицательно к поступкам героев сюжета, или красоты природы. Для этого педагог должен затрагивать эмоциональную сферу воспитанника и его чувства к эстетическому. Эстетический вкус влияет на эмоциональные реакции, поступки, переживания школьника, а также воздействует положительным образом на интеллект воспитанника.

К эмоционально-волевым специальным способностям воспитанников, психология относит:

 а) эмоции; б) чувства.

Эмоции и чувства – это своеобразно выраженное и переживаемое человеком отношение к действительности, к окружающему миру. (В.С.Кузин.).

С момента поступления ребенка в школу, его эмоции и чувства с каждым годом становятся более осознанными и управляемыми. Именно в период младшего школьного возраста важно сформировывать нравственные и прививать эстетические чувства, любовь к Родине. Особое влияние на воспитанника в отношении формирования нравственных чувств оказывает его коллектив, сверстники и педагоги.

В дополнительном образовании имеются широкие возможности для развития у воспитанников моральных чувств на занятиях изобразительного искусства. Важной в дополнительном образовании является воспитательная работа, оказывающая огромное влияние на моральное развитие воспитанника, его поведение в бытовой сфере и в процессе обучения. В процессе развития художественных способностей младшего школьника под воздействием практики в изобразительной деятельности развиваются высшие духовные потребности, интересы и появляется эстетический идеал.

Как отмечает В.С.Кузин в учебном пособии для вузов «Психология живописи»: «Большое значение для успешного развития художника имеет неразрывная связь теории с практикой в течение всей его изобразительной деятельности».

Научно разработанная программа обучения и воспитания детей школьного возраста на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования, построенная на методически  грамотной основе, дает предпосылку  для эффективного развития  эстетического вкуса и других способностей воспитанников. Основа развития специальных художественных способностей имеет начало в укреплении интересов воспитанников к изобразительной деятельности. Грамотно построенное педагогом дополнительного образования действие к укреплению интересов изобразительной деятельности у воспитанников младшего школьного возраста в дальнейшем может перерасти в потребность к творчеству и более высокому уровню эстетического вкуса.

Интересы – это отношение ребенка к предметам и явлениям, выражающееся в желании познавать их.

Потребность – это необходимость организма к определенным условиям жизни.

Развитие эстетического вкуса у воспитанников на занятиях изобразительной деятельности во многом зависит от педагога и его педагогической деятельности: методов и приемов педагогического такта.

Методы обучения – это приемы и способы организации познавательной деятельности воспитанников.

Методы обучения можно разделить на три этапа:

  1. Этап восприятия и усвоения предлагаемого материала;
  2. Этап усвоения и воспроизведения предлагаемого материала;
  3. Этап воспроизведения и выражения эстетического в предлагаемом материале путем самостоятельной работы.

 На первом этапе метода обучения, воспитанник получает знания, умения и навыки средствами:

  • Рассказа.
  • Беседы.
  • Объяснения.
  • Демонстрации материала.
  • Применение иллюстрации.

На втором этапе метода обучения происходит обеспечение усвоения воспитанниками знаний, умений, навыка. К нему относят следующие формы занятий:

  • Практическое упражнение.
  • Игровое упражнение.
  • Поиск-эксперимент.
  • Контрольные, проверочные работы.

На третьем этапе метода обучения воспитанником воспроизводятся полученные знания, умения и навыки в самостоятельной изобразительной деятельности (возможно консультирование с педагогом).

О такте педагога в своих трудах пишет И.В.Страхов[3]. Профессор Страхов выделяет следующие компоненты такта:

  • Уважение и требовательность к школьнику.
  • Развитие самостоятельности воспитанников во всех видах деятельности и руководство педагогом их работой.
  • Учет педагогом (учителем) особенностей психики воспитанника и соответствие требований, предъявляемых ему.
  • Наставническая помощь в работе, отзывчивость педагога; акцент на развитие мышления и воли воспитанника.
  • Применение различных способов воспитания и настойчивость педагога в работе с воспитанником.
  • Проверка знаний, основанная на доверии к воспитанникам.
  • Своеобразный контакт, имеющий сочетание делового и эмоционального характера в общении педагога и воспитанника.
  • Уверенность, уравновешенность и выразительность в общении педагога и воспитанника.

Важно сотрудничество родителей, учителей, старших воспитанников с педагогом дополнительного образования по вопросам развития специальных способностей подопечных.

Одной из необходимых форм педагогического воздействия, на наш взгляд, является привлечение воспитанников, прошедших полный курс обучения по программе дополнительного образования и пожелавших продолжить занятия уже по индивидуальной программе, к наставнической деятельности в творческом объединении, где обучаются младшие воспитанники (первого или второго годов обучения).

Следует отметить, что развитие эстетического вкуса, творческих и специальных способностей у каждого воспитанника протекает по-разному, поэтому немаловажно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, посещающего творческое объединение изобразительного искусства. Каждый человек индивидуален и имеет свои врожденные особенности организма, например особенности нервной системы. Такие особенности, несомненно, по-разному влияют на развитие эстетического вкуса воспитанника. Малоразвитые изобразительные способности воспитанника тормозят изобразительную деятельность, и качество выполнения изображаемого оставляет желать лучшего, соответственно высокие показатели развитости специальных изобразительных способностей, эстетического вкуса положительно повлияют на эффективность изобразительной деятельности.

Стоит добавить, что активность развития и формирование эстетического вкуса зависит от многих факторов: от педагога, от быстроты усвоения воспитанником знаний и применений их на занятиях изобразительной деятельности, от заинтересованности и желания воспитанника выполнять творческую работу, от заинтересованности взрослых: педагогов и родителей к изобразительному труду ребенка и так далее. К примеру, одним из важных условий развития изобразительного творчества воспитанника являются его трудолюбие и терпение при выполнении поставленной задачи на занятиях изобразительной деятельности. Именно эти качества важно развивать в первых классах и вырабатывать «привычку» активно заниматься рисованием в течение всего урока изобразительной деятельности. «Неустанная тяга, пристрастие к деятельности не является чем-то внешним по отношению к способностям – такая склонность является стороной способностей и одним из двигателей их развития». (Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.).

 


[1] (Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя/ Под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983.)

[2] (Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя/ Под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983.)

[3] Страхов И.В. «О психологической основе педагогического такта. – Воппр. Психологии, 1960, №3.