Искусство, кино, как альтернатива психотерапевтическому общению

М.М. Данина, Н.В. Кисельникова, г. Москва

ПИ РАО

 

Популярность визуальной репрезентации знаний в современном мире трудно переоценить. Развиваются такие направления информационно-коммуникационных технологий как фотография, видео, графика, причем доступ к ним, благодаря использованию интернета, становится массовым. Для современного человека достижимы практически любые образцы мирового культурного наследия. В связи с этим отметим возрастающую роль кино в жизни общества в целом и личности в частности [1].

Развитие психотехнологий в киноиндустрии также достигло такого уровня развития, при котором любой видеоматериал может стать средством воздействия на аудиторию. В противовес тенденции оценивать его негативное информационное влияние, мы акцентируем внимание на реабилитационном значении кино, которое рассматривается нами как альтернатива психотерапевтическому общению.

С 1986 г. кино используется в авторской системе групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой – коррекционной работе с заикающимися подростками и взрослыми [5, 6]. В 2008 г. метод кинотерапии в системе семейной групповой логопсихотерапии строился на основе нелинейности процессов просмотра, участия и создания кинофильмов, что требовало отделить его от классического метода кинотерпии, принятого в мировой практике. В 2009 г. М.М. Даниной и Н.В. Кисельниковой  впервые была предпринята попытка применить психологически-ориентированный анализ кинотекста к фильмам, направленным на достижение психотерапевтических целей, под которыми подразумеваются когнитивные, эмоциональные и поведенческие преобразования. Чтобы обсуждение фильмов стало более продуктивным, был разработан и проведен цикл занятий, направленных на обучение участников логопсихотерапевтической группы распознаванию психотерапевтических паттернов в киноматериале, кинотексте [4].

В результате проведенного исследования было показано, что необходимо специальное обучение киноязыку и распознаванию логической структуры кино для развития способности человека адекватно воспринимать киноматериал и использовать его для образовательных, воспитательных и психотерапевтических задач [2]. Разработанная психологическая технология обучения анализу кинофильмов как средство развития саногенного мышления основывается на авторской методике «Анализ кинофильмов с позиций развития саногенного мышления» (АСМК).

Данная технология направлена на распознавание саногенных психологических компонентов в киноматериале: 1) ориентация на решение проблемы в настоящем и будущем, 2) формирование образа желаемого будущего, 3) понимание функции проявления психики, 4) установление потребностей, 5) связывание определенного состояния с ситуацией или объектом, 6) информирование о закономерностях функционирования психики и поведения человека, 7) идентификация проблемы, 8) опровержение или изменение мыслей, приводящих к неадекватным реакциям на ситуацию, 9) юмор, 10) предоставление выбора в реагировании на ситуацию, 11) демонстрация субъективности восприятия, 12) изменение точки зрения рассмотрения ситуации, 13) прерывание деструктивной коммуникации, 14) обнаружение мыслей, приводящих к неадекватным реакциям на ситуацию, 15) погружение в ситуацию, вызывающую желаемые состояния, 16) усиление позитивных чувств и поведения, 17) равенство позиций участников взаимодействия, 18) определение актуальных средств удовлетворения потребностей, 19) отстранение от ситуации, вызывающей негативные состояния 20) нахождение потенциальных средств и источников изменения себя, 21) переоценка события.

Разработанная психологическая технология обучения анализу кинофильмов включает в себя этапы: ознакомление с саногенными психологическими компонентами, использующимися в фильмах; тренировка распознавания саногенных психологических компонентов в кинофильмах и в жизненных ситуациях. Возможна разработка и создание собственных кинофильмов с использованием усвоенных способов анализа, что практикуется в группах семейной логопсихотерапии.

Было выявлено, что в результате просмотра кинофильмов, специально отобранных для участников групп семейной логопсихотерапии с помощью методики АСМК, произошли изменения характеристик саногенного мышления у всех испытуемых. Коэффициенты корреляции профиля саногенных психологических компонентов обоих фильмов и профилей проявления характеристик саногенного мышления в самоотчетах составляют для участников групп семейной логопсихотерапии соответственно 0,82 и 0,83 (р<0,05), для лиц, не принимавших участие в работе групп, – 0,49 и 0,43 (р<0,05).

Результаты сравнения выраженности эффекта развития саногенного мышления у участников групп семейной логопсихотерапии показали, что без специального обучения анализу кинофильмов оно развивается слабее, чем с использованием технологии обучения. Частота употребления в отзывах психологических компонентов саногенного мышления возросла в среднем в 2 раза, вариативность – в 1,5. Значимые изменения саногенного мышления в результате обучения анализу кинофильмов проявились в использовании таких саногенных психологических компонентов, как: понимание функции проявления психики, предоставление выбора в реагировании на ситуацию, погружение в ситуацию, вызывающую желаемые состояния, обнаружение и изменение мыслей, приводящих к неадекватным реакциям на ситуацию.

 

  1. Аронсон О. Коммуникативный образ. Кино. Литература. Философия. М.: Новое литературное обозрение, 2007.

2.Жинкин Н.И. Психология кино // Кинематограф сегодня / Под общ. ред. В.Н.Ждана4 сост. Л.А. Звонникова. М.: Искусство, 1971.  С. 84–154.

3.Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. Учеб. пособие. М.: Флинта, 1997; 2-е изд. испр. и доп. – 2003.

  1. Карпова Н.Л., Данина М.М., Кисельникова Н.В. Паттерны психотерапевтического общения в кинофильмах: параметры анализа // Мат-лы Междунар. научно-практ. конф. «Современное состояние и перспективы развития психологии общения: мат-лы». Гродно, 2010. С. 130–132.

5.Карпова Н.Л., Шувиков А.И. Метод кино- и видеотерапии в логопсихотерапии //: Мат-лы научно-практ. конф. памяти Ю.Б. Некрасовой «Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании». М., 2004. С. 80–84.

6.Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством. М.: Смысл, 2006.