Техника МАРКЕТРИ

 

Предисловие

Методическое пособие «Техника маркетри» представляет интерес как для студентов художественных вузов, учащихся художественных школ и училищ, так и для преподавателей, ведущих специальности декоративно-прикладного искусства. В книге рассматриваются исторические особенности деревянной мозаики и актуальность ее в современном мире, что делает эту разновидность декоративного искусства популярной в наше время.

Интересна взаимосвязь исторических фактов и влияние их на развитие техники маркетри. Большое внимание уделено композиции изделий, где применялась эта технология, особенности орнамента, выбор материала и подбор цветовых сочетаний шпона. В книге также рассматриваются и технологические особенности выполнения маркетри, перечисляются разновидности и способы сборки шпона. Отметим и тот факт, что автор книги защитил дипломный проект по данной тематике с оценкой «отлично». Так как Ревякин Д.В. хорошо владеет технологией, в книге приведены практические советы, которые помогают обучающимся скорее сформировать свои навыки и умения в области освоения техники маркетри.

Данную книгу можно использовать как в общем лекционном курсе истории развития декоративно-прикладного искусства, так и на практических занятиях со студентами и школьниками.

 

Доктор педагогических наук,

профессор кафедры ДПИ и технической графики                                                        С.М. Мурзина

 

Методическое пособие «Техника маркетри» заслуживает внимания со стороны руководителей кружков детского творчества, самодеятельных художников, учащихся художественных школ, училищ и всех интересующихся декоративно-прикладном искусством. Ее актуальность играет особую роль в наши дни, когда ручной художественный труд стал большой редкостью в детской и молодежной среде.

В пособии затрагиваются вопросы возникновения и развития техники деревянного набора – маркетри, раскрывается методическая последовательность выполнения работ в данной технике декоративно-прикладного искусства, раскрываются основные технологические особенности деревянной мозаики.

На примере выполнения своей работы автор пособия подробно описал все этапы выполнения мозаики из шпона, а за основу взял жанр городского пейзажа.

Пособие снабжено рядом довольно интересных иллюстраций, схем, фотографий. Данное пособие представляет собой серьезную работу.

 

Кандедат педагогических наук,

доцент кафедры живописи                                                                                               Н.А. Косенко.

 

От автора

Составление мозаичного набора в технике маркетри – один из популярных в наше время видов декоративно - прикладного искусства (ДПИ). Умение составить мозаичный набор из ограниченной цветовой гаммы фанеры дано не каждому умельцу живописи или художнику - графику. При создании деревянной мозаики кроме основ изображения предметов в цвете и свете, художник ДПИ должен превосходно владеть техникой маркетри, что усложняет поставленную им задачу.

В книге представлены как теоретические, так и практические рекомендации по созданию изображения в технике маркетри для начинающих художников, студентов вузов, руководителей кружков и творческих объединений ДПИ в домах и центрах детского творчества, для школьников, подростков, увлекающихся этим видом мозаики.

Мозаичный набор маркетри можно сравнить с игрой в пазлы. Отличие «пазлов» от мозаичного набора, выполненного в технике маркетри, заключается в том, что в игре из различных готовых фрагментов, сделанных из картона, собирают изображение. В маркетри фрагменты вырезают резаком из фанеры (шпон) различных пород дерева и приклеивают на какую- либо поверхность. Шпон – тонкая лента древесины, получаемая лущением – срезанием слоя древесины с вращающегося отрезка ствола дерева; применяется для изготовления фанеры и фанерования при изготовлении мебели или отделочных материалов. [14. Стр. 330]. Составление мозаичного набора в технике маркетри - очень трудоемкий процесс, требующий от художника огромных усилий и максимального терпения. Ножевая фанера (шпон) в собранном мозаичном наборе имеет свою текстуру, цвет, тон и форму, если это работа - не узор с одинаковыми элементами. Маркетри – это вид мозаики[1] из фанеры различных пород дерева, которые наклеиваются на какую-либо основу. В переводе с французского «маркетри»[2] означает «размечать». Маркетри применяется в декоративных работах, при изготовлении мебели; сочетается с резьбой и выпиливанием. При помощи техники маркетри можно создавать пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые сцены, различные узоры и многое другое. Важно отметить, что при помощи техники маркетри можно создавать иконы. [См. Рамо-Поки Г. «Техника росписи икон»].

 

Городской пейзаж, выполненный в технике маркетри

Пейзаж, выполненный в технике маркетри – это один из наиболее сложных жанров, требующий от художника высокого мастерства. Создатель пейзажного мозаичного набора должен заинтересовать зрителя композиционным построением своей работы, линейной перспективой. Немаловажно уметь подбирать тоновые отношения, цвет и текстуру фанеры к различным планам декоративного пейзажа мозаичного набора. Так, например, дальний план мозаичного набора, в отличие от переднего, целесообразнее собирать из фрагментов более холодных тонов фанеры. Дальний план собирают условно, без детализации объектов. На ближних планах к зрителю, используя фрагменты фанеры с более выраженным текстурным рисунком, художник показывает объем предметов и их детали. Пейзаж мозаичного набора, выполненный в технике маркетри, собирают либо, подчеркивая его декоративность, либо максимально реалистично.

 

На основе наблюдений, изучения природы у художника создаются собственные впечатления. Так, реально существующие в природе пейзажи, художник-мозаист, используя свое воображение, стилизует в зарисовках и этюдах. Фотографии могут служить художнику в качестве опоры при работе над деталями.

В качестве примера опишу использование мною вышеупомянутых материалов в технике маркетри на практике при составлении мозаичного набора – пейзажа с видами города Орла.

Размер пейзажа составляет 290 см на 90 см. Так как формат мозаичного набора был известен мне заранее, он поделен на пять частей, в каждой из которых изображено архитектурное сооружение. Центр пейзажа (в горизонтальном положении) разделен рекой и ее берегом. Изначально предполагалось, что мозаичный набор будет украшать стены Орловского государственного университета, поэтому в центре пейзажа помещен его главный корпус (эта центральная часть пейзажа по своему формату крупнее остальных четырех). Здание университета четырехэтажное построено в 1950 году. Фасад украшен колоннадой.[7].

 В мозаичном наборе по обе стороны от главного корпуса Орловского государственного университета расположены Свято-Михайло-Архангельский собор и храм Смоленской иконы Божьей Матери.

Церковь Михайло – Архангельская находится на правом берегу реки Орлика. Построен храм был в 1801 году. В 1930 г. церковь была закрыта и использовалась как складское помещение. В 1989 г. передана Орловско-Брянской епархии и после частичных восстановительно-реставрационных работ вновь освящена 6 января 1990 г. Как памятник архитектуры здание отмечено мемориальной доской.[7].

Церковь Смоленская находится на улице Нормандия – Неман. Величественное здание храма возведено в традициях древнерусского зодчества на средства орловских купцов Сухановых и прихожан.[7].

 Левый край мозаичного набора завершает изображение памятника «Стела», находящегося на берегу слияния рек Оки и Орлика, в правом углу последней части пейзажа показана беседка «Дворянского гнезда» (см. фотографию, рис. 20).

Камень-монолит (Стела) находится на стрелке между реками Окой и Орликом. На камне выбита надпись: «Здесь в 1566 году была заложена Орловская крепость». Воздвигнут в 1990 году. [7].

Сквер «Дворянское гнездо» расположен на левом крутом берегу реки Орлика. По преданию, здесь когда-то находилась городская усадьба, описанная И. С. Тургеневым в одном из лучших его романов. В мае 1903 г. Орловским обществом любителей изящных искусств здесь был открыт сад «Дворянское гнездо», в котором установлен бюст И. С. Тургенева (копия работы М. М. Антокольского). В саду ставились любительские спектакли, устраивались музыкальные концерты. [7].

В 1987 г. «Дворянское гнездо» было благоустроено по проекту архитекторов О. В. Левитского и С. Т. Агановой. На краю обрыва сооружена так называемая «Тургеневская беседка», а в начале Октябрьской улицы – смотровая площадка, устроен спуск к реке. В 1971 г. здесь был установлен мраморный бюст    И.С. Тургенева (скульптор Г. П. Бессарабский). [7].

В 1987 г. Решением облисполкома ландшафтный сквер «Дворянское гнездо» и прилегающая к нему территория объявлены охранной зоной. [7].

 

 

 

Инструменты

 

При составлении городского пейзажа в технике маркетри я пользовался инструментами, которые были описаны выше:нож-резец, притирочный молоток, ножевая фанера (шпон), подкладная доска, клеящаяся бумага (малярный скотч), клей ПВА (столярный; супер ПВА), наждачная бумага разной зернистости.

 

Порядок выполнения работы мозаичного набора городского пейзажа

1.Используя зарисовки, наброски карандашом, фотографии с натуры, этюды, выполненные масляными, акварельными и гуашевыми красками на пленере, я создал в натуральную величину мозаичного набора предварительный эскиз.Эскиз выполнен гуашевыми, темперными красками и колонковыми кистями на листах ватмана.

 

Эскизы – отмывки

Кроме предварительных рисунков художники часто создают эскизы – «отмывки». Отмывкой называется эскиз, созданный с помощью красок, растворимых водой или окрашенный (разобранный по тону) чаем одним цветом. Изображение, окрашенное чаем вместо красок, приобретает теплый, спокойный тон, похожий на цвет дерева. Для использования чая, как красящего вещества в отмывках, необходимо сделать крепкую заварку, процеженную через марлю. При работе над эскизом - отмывкой художники используют тушь, причем как черную, так и цветную. Перед работой тушь необходимо разбавить чистой водой. При работе над эскизом – отмывкой используют акварельную бумагу и кисти с мягким волосом (колонковые, беличьи, пони и др.). (См. фото в конце эскизы – отмывки). Чтобы создать эскиз – отмывку, для начала на акварельной бумаге карандашом «HB» - средней твердости, или «H» - твердый, рисуется изображение. Изменения и поправки в рисунке исправляют ластиком. При этом работу необходимо вести

аккуратно, не затирая ластиком поверхности акварельной бумаги. Необходимо следить за тем, чтобы при нажиме на остро-заточенный, твердый – «H» карандаш, поверхность акварельной бумаги не царапалась. Далее отмывку можно писать «по - сырому», предварительно смочив рисунок чистой водой. Тон чая наносится тонким, прозрачным слоем, как в акварельной живописи. В отмывках достаточно показать свет и тень изображаемого объекта, а его контуры целесообразнее обвести гелиевой ручкой. Для изображения деталей в отмывке чаем

используют фломастеры, гуашевые, темперные и акварельные

краски.

Кроме эскизов – отмывок художники используют и другие различные техники. Например, перед тем как составлять мозаичный набор создаются эскизы в техниках «граттаж»[3] и «диатипия». Граттаж – это техника, при которой рисунок процарапывают острыми предметами (иголка, перо и т.п.) по покрытой тушью поверхности бумаги или картона.

Диатипия: на гладкую, не впитывающую воду поверхность, ватой или кистью наносят слой краски. Поверх краски накладывается чистый лист бумаги. Затем на листе бумаги выполняется рисунок остро заточенным карандашом. На обратной стороне бумаги получается рисунок в зеркальном отображении.

 

Виды пейзажей Орла объединены в одну картину и разбиты на пять частей по двум причинам:

  •  для того, чтобы показать зрителю архитектурные сооружения, достопримечательности города Орла, как отдельные пейзажи;
  • по причине технической (размер целой работы не позволяет при склеивании поместить ее под пресс).

 

Реально существующие виды города изображены в верхней части мозаичного набора. Символично изображение вымышленной воды, объединяющей все пять фрагментов

мозаичного набора в нижней части картины: город Орёл расположен на слиянии двух рек – Оки и Орлика.

   Каждая часть мозаичного набора взаимосвязана между собой и в то же время представляет отдельно взятый пейзаж. В пейзаже мозаичного набора основные тоновые отношения распределены между небом, землей и водой. Горизонт находится выше середины картины, что акцентирует внимание зрителя на главную часть мозаичного набора – землю и объекты, расположенные на ней. Небо и вода являются дополнением, они не мешают главному в композиционном построении.

Здание университета изображено превосходящим по своей высоте остальные постройки, если не учитывать купола собора и храма.

2. Вырезание фрагментов ножевой фанеры городского пейзажа было начато с первой части мозаичного набора - «Стелы». Мозаичный набор пейзажа, как и в живописных работах, где я иду от общего к частному, начал с тех мест, где тон наиболее насыщен.

 Эскиз памятника (использовалось стекло) в зеркальном отображении был переведен карандашом на лист ватмана. После чего вышеупомянутый рисунок был разделен в горизонтальном направлении на две равные части. В начальной стадии работы

вырезание фрагментов фанеры велось с использованием бумаги, как трафарета.

  • Вырезанный ножницами фрагмент рисунка из бумаги был обведен остро заточенным карандашом на выбранный участок ножевой фанеры.
  • По внутренним границам линии карандаша был вырезан резаком переведенный на фанеру фрагмент.
  • Аналогично первому фрагменту из бумаги был вырезан следующий фрагмент и обведен карандашом его контур на фанеру.
  • Первый вырезанный фрагмент фанеры был наложен поверх второго, намеченного карандашом, и с лицевой стороны мозаичного набора прикреплен к нему малярным скотчем. Иногда случается, что скрепить оба фрагмента скотчем на этой стадии работы невозможно. В этом случае первый фрагмент фанеры, наложенный на второй, прижимают левой рукой и вырезают его.  
  • По контуру соединения двух фрагментов и по линии карандаша был вырезан второй фрагмент.
  •  Оба фрагмента были склеены с обратной и лицевой сторон клеящей лентой.

 

  • Последующие фрагменты мозаичного набора были вырезаны и подклеены аналогично первым двум.

Мозаичный набор собирался поочередно с первой по пятую часть. Так как работа над пейзажем велась от общего к частному, в ее начальной стадии все части мозаичного набора были собраны из условно обозначенных фрагментов общих масс.

 «Умение цельно видеть и выражать эту цельность в произведении – одна из основных и конечных целей в изобразительной деятельности».

 Кузин В.С. [8. Стр.154.].

 

Хотелось бы добавить, что умение выражать и видеть цельность в произведении немаловажно как в изобразительной деятельности, так и в декоративном искусстве.

  • В последствии был применен способ вырезания ножевой фанеры с использованием бумаги или кальки на фоне. (См. порядок выполнения работы).

 

Рассмотрим особенности резки фрагментов ножевой фанеры городского пейзажа мозаичного набора.

В пейзаже главным можно считать всё: небо, землю и т. д. Поэтому к каждому фрагменту пейзажа при составлении мозаичного набора с использованием техники маркетри следует отнестись со всей серьезностью.

Вырезание деревьев в пейзаже мозаичного набора очень трудоемкий процесс, требующий от художника высокой концентрации внимания в ходе выполнения работы. В мозаичном наборе для вырезания ствола дерева понадобится от 15 до30 минут. Основы изображения деревьев дальнего и переднего планов можно черпать из живописных этюдов на пленере. Форма деревьев не должна повторяться; их листва наиболее интересно выглядит, «если просвечивает дальний план». В пейзаже маркетри лучше изображать различные породы деревьев, например, ель, береза, дуб и т. п. Ствол и ветви дерева лучше выполнить из разных по тону и цвету фрагментов фанеры. В сравнении с дальним планом пейзажа на переднем стволы деревьев целесообразнее изображать более объемными, показывая падающий на них свет и тень. Листву деревьев на переднем плане вырезают из фанеры более светлого тона на темном фоне. И наоборот – более темный тон придают листве на светлом фоне. Использование светлых тонов на темном фоне и наоборот приемлемо не только для изображения листвы на деревьях, но и для исполнения других объектов пейзажа, например, сооружений Листву деревьев дальних планов изображают условно. Надо отметить, что листва деревьев переднего плана должна быть вырезана из фанеры с ярко выраженной текстурой направлений волокон.

Небо – неотъемлемая часть пейзажа, которая требует не менее важного внимания, чем остальные. Для того, чтобы изобразить небо объемным и показать его уходящим за горизонт, художники используют тон и цвет. Так в городском пейзаже мозаичного набора при изображении неба я применил растяжку от самых светлых (небо у горизонта) до самых насыщенных по тону мест (верхняя часть неба). Для создания плавного перехода растяжки неба от светлых тонов к темным было использовано от 30 до 100 фрагментов ножевой фанеры в каждой части городского пейзажа мозаичного набора. Небо городского пейзажа самое светлое по тону. Используя живописные этюды, созданные на пленере, я изобразил растяжку от светлых тонов (правый край пейзажа) к темным (левый край пейзажа) в горизонтальном направлении неба, придавая, тем самым, эффект заката (каждый фрагмент ножевой фанеры имеет горизонтальное расположение). Так как свет падает с правой стороны пейзажа, более контрастными, яркими частями мозаичного набора можно считать – 5 и 4. Шпон, подобранный для составления неба, имел маловыраженную текстуру волокон дерева.

 Вода в городском пейзаже насыщеннее по тону, чем небо. Для облегчения зрителю восприятия изображенной в пейзаже водной среды и отраженных в ней предметов, передо мной стояла задача передать материальность, так сказать, фактуру поверхности реки. Шпон для изображения воды имел волнистую, ярко выраженную текстуру, похожую на волны. В отличие от неба фрагменты фанеры, используемые для изображения воды в пейзаже, имеют вертикальное направление волокон дерева. Отражение сооружений и деревьев в воде изображено приблизительно одинаковым, насыщенным тоном.

Для более убедительного изображения поверхности воды ее отражение пересекает в горизонтальном положении светлая рябь. На поверхности воды также как и при составлении рисунка неба применялась тоновая растяжка от светлых (окончание отражения деревьев) к насыщенным (низ картины) местам.

 Так как вода является зеркальным отражением всех объектов пейзажа, обратимся к линейной перспективе:

а). Начинать построение отражения лучей света следует с того места, где предмет соприкасается с поверхностью воды. По законам оптики угол падения луча света равен углу отражения.

б). При соприкосновении предмета с водой отражение будет равным его высоте. Если на берегу расположен предмет, не касающийся поверхности воды, то построение его отражения в перспективе ведётся иначе.

 

  • Памятник «Стела» обозначим буквами «А» и «В».
  • Проведем перпендикуляр через отрезок «АВ» к поверхности воды.
  • На линии горизонта «К» отметим произвольную точку «С».
  • Через точки «СВ» проведем прямую, которая пресечется в точке «D».
  • Из точки «D» опустим перпендикуляр к поверхности воды и получим точку «Е» - место соприкосновения воды с берегом.
  • Из точки «С» проведем прямую к точке «Е» и получим точку «F» - соприкосновение основания памятника с поверхностью воды.
  • Далее построение отражения лучей света ведется по принципу – «а)».

Сооружения, различные постройки в пейзажах мозаичных наборов обычно занимают по объему небольшое место в сравнении, например, с природным ландшафтом. Используя технику маркетри при изображении деталей какого-либо сооружения, обычно используется большее количество фанеры, чем в других местах мозаичного набора. Так, например, купол храма Смоленской иконы Божьей Матери был составлен из 12 фрагментов. Весь храм состоит из 80 фрагментов.Чтобы придать объем куполу, достаточно вспомнить основы изображения света и цвета в станковой живописи (в данном случае гипсового шара) и воплотить их в изображение мозаичного набора. При рассмотрении гипсового шара мы заметим блик, свет, полутень, собственную тень, рефлекс, падающую тень.

Блик – самое светлое место на предмете. В станковой живописи, например масляной, использовать чистые, не смешанные с другой краской белила не рекомендуется, как, впрочем, и не рекомендуется и использование «чисто-черного» цвета. Исключение допустимо в изображении блика, находящегося на полоске хромированной стали в яркий солнечный день; не смешанную с другими, черную краску в масляной живописи можно применить, разве что в подмалевке и при изображении темной драпировки (черного бархата) в ночное время суток.

Свет – самое светлое, но уступающее блику по тону место на предмете.

Полутень – место на предмете среднего по насыщенности тона.

Тень – самое насыщенное по тону место на предмете. Тень на предмете – называют собственной.

Рефлекс[4] - отраженный от какого-либо предмета свет, падающий на другой предмет, находящийся поблизости. Например, составим незамысловатый натюрморт, состоящий из желтого яблока и красной кружки. Упомянутые предметы расположим на близком расстоянии друг от друга. Можно заметить, что на яблоке появился рефлекс от кружки красноватого оттенка. На кружке, соответственно появится рефлекс желтого оттенка от яблока.

Падающая тень – тень, которую отбрасывает предмет на какую-либо поверхность. Падающая тень насыщеннее по тону, нежели собственная.

 В тоновом отношении купол храма собран на основе вышеупомянутого гипсового шара. Реально существующий позолоченный купол храма в мозаичном наборе городского пейзажа был собран из холодных, красных и желтых оттенков шпон.

Земля. В природе поверхность земли обычно является по тону более насыщенной, чем небо и светлее деревьев ближнего и дальнего планов. Исключением можно считать зимний период, когда поверхность земли покрыта снегом. При различных погодных явлениях, например, сгущении грозовых туч, небо может быть также более насыщенным по тону, чем земля. Листва на деревьях и трава в тени имеют по своей насыщенности приблизительно одинаковые тона.

 Если обратиться к воздушной перспективе, то мы получим ряд закономерностей тона и цвета объектов (в нашем случае – поверхность земли) в природе на передних и дальних планах пейзажа.

a. Ближний план: четко просматривается детализация, объекты контрастны по тону и цвету, отчетливо просматривается их объем.

b.Дальний план: форма объектов просматривается условно, без объема и детализации; цвета приглушенные оттенком (голубой дымкой) воздуха, контуры объектов кажутся размытыми.

Земля городского пейзажа, выполненного в технике маркетри, составлялась по законам воздушной перспективы. Так, например, на ближних планах мозаичного набора фрагменты ножевой фанеры, подобранные мною, имели  ярко выраженную текстуру волокон дерева и были более контрастными по тону между собой, чем на дальнем плане.

2.После того, как фрагменты фанеры мозаичного набора были собраны в единое изображение – пейзаж, полученную работу оставалось наклеить на листы ДСП, используя пресс (см. выше порядок выполнения работы).

Часто случается так, что в некоторых местах мозаичного набора фрагменты шпон недостаточно сильно приклеиваются к поверхности изделия, вследствие чего, отклеиваются от нее. Это происходит по различным причинам. Например, участки мозаичного набора плохо промазаны клеем или изделие было слабо зажато прессом. Для исправления подобного дефекта в работе, я использую замазку из древесной пыли и клея ПВА. Приготовить такую замазку не составит большого труда:

а) выбрав нужную по цвету и тону ножевую фанеру, следует отшлифовать ее мелкозернистой наждачной бумагой;

б) в полученную древесную пыль добавить небольшое количество клея ПВА (консистенция схожа со строительной шпатлевкой);

в) тщательно перемешав замазку, нанести ее иголкой или другим острым предметом в места отклеившейся фанеры и образовавшихся борозд на стыках фрагментов;

г) после высыхания замазки исправленную поверхность отшлифовать.

3.Мозаичный набор был отшлифован и покрыт мастикой (см. выше).

4.Каждая приклеенная к листу фанеры часть городского пейзажа была оформлена тонкой рамой - уголком (ее ширина 1,5 см).

 

 

 

Библиография

 

1.Амиргазин К.Ж. и др. Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение и изобразительное искусство» – М.: Просвещение, 1986.

2. Ариарский С.А. Сто удивительных поделок. Художественное выпиливание. М.: Детская литература, 2001.

3.Блинов Г.М. Сказки без слов. – М.: Приокское, 1974.

4.Большая Советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1974, том №15; №16.

5.Буланин В.Д. Мозаичные работы по дереву. – М: Лесн. Пром-сть, 1981.-181с.

6.Водный пейзаж. Основы техники изображения. – М.: Мир книги, 2005.

7.Егоров Б.А., Еремин В.П. Весь город Орел. Справочник. Информационно-рекламное издание. – О.: Орелиздат, 1993., 301 с.

8.Кузин В.С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд., исправ. – М.: ООО Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. – 304 с.

9.Макарова М.Н. Перспектива: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по худож.- граф спец. - М.: Просвещение, 1989.

10.Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразит. искусству. Учеб. пособие для студентов худож.- граф. фак. пед. ин–тов. – М.: Просвещение, 1984.

11.Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. – 4-е издание. Перераб. и доп. – М: Высш. Шк., 1989 -141.

12.Музей Д’ОРСЭ. Крупнейшие музеи. - М., 1996.

13.Мухин Б.И. Изготовление деревянной мозаики: (Практич. рекомендации). – Л: Стройиздат. Ленинград, 1989. – 130с.

14.Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия Дизайна. - М.: Молодая гвардия, 1994.

15.Ноэль Г. Рисуем цветы маслом. - М.: Кристина – новый век, 2004.

16.Пейзаж. Основы техники изображения. - М.: Мир книги, 2005.

17.Портрет. Уроки мастерства. - М.: Мир книги, 2005.

18.Ракитин В.И. Искусство видеть. - М.: Знание, 1972.

19.Рамо - Поки Г. Техника росписи икон. – Ростов/Д.: Феникс, 2004.

20.Ревякин Д.В. Курбатова Н.В. Процесс становления художника. Техника живописи. – Орел: ОГУ, 2006.

21. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. /Сост. Н.Н. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989.

22.Симмонс Г. Рисунок рапидографом. – М.: Попурри, 2004.

23. Стоун И. Жажда жизни. Повесть о Винсенте Ван Гоге. - М, 1998.

24.Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452 – 1519. – М.: ТЕРРА, 1997.

25.Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. – М.: Просвещение, 1985.

26.Хворостов А.С. Декоративные работы по дереву: Практическое пособие для школ и внешкольных учреждений – Орел: Орелиздат, 1996.

27.Шорохов Е.В. Композиция: учеб. для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986.

28.Щеблыкин И.К. и др. Аппликационные работы в начальных классах: пособие для учителей по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1983.

29. //Декоративное искусство СССР №9 – М.: Советский художник, 1990.

30.//Сделай сам. - М.: Знание, 29/1990; 2/1991 апрель-июнь

31.//Школа и производство – М.: Педагогика, 1/1989; 6/1990; 10/1991.

 

 


[1] Мозаика (франц. мosaigue) - изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц.[4].

2 Маркетри ( франц. Margueterie). .[4].

[3] Граттаж в переводе от французского gratter – скрести.

 

[4] Рефлекс – лат. «отражение». [14].