Темпера и акварель

 

В живописи древних времен красками служили различные материалы натурального происхождения, например, соки корней деревьев и различных растений. Их связующим веществом служили клей, воск, известь. Клей имел животное происхождение.

Темпера - от латинского «temperare» (соединять). Темпера – это связующее вещество красок из искусственной или натуральной эмульсии. В его состав входит яйцо. Темперой пользовались еще в древности. Ее использовали такие мастера как Джотто, Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Андрей Рублев и многие другие. До 15 – 16 века яичная темпера была одним из главных материалов в живописи. После появления усовершенствованных Ван Эйком масляных красок темпера постепенно перестает интересовать художников, особенно в Европе. В наши дни темперные краски в России успешно используют как в станковой живописи, так и в монументальной, хотя техника письма ею не так популярна как масляными красками. В Греции к темпере художники относятся в основном, как к материалу для письма икон. В других европейских странах живопись темперными красками практически не используется.

 

Темперные краски

В этом разделе я опишу темперные краски, которые использую в живописи.   

Современная темпера, в отличие от древней, содержит прочное связующее вещество, состоящее из эмульсии, в состав которой входят смолы, масло и яйцо. Связующим веществом старинной темперы являлось яйцо, которое разбавляли пивом или хлебным квасом в пропорциях 1Х1. Использовалась такая темпера в основном при живописи на деревянной основе. В состав современной яичной темперы входят яйцо, красители и лак. Также существует гумми– арабиковая и казеиновая темпера, которая включает в себя казеин, смешанный с маслом. При приготовлении красок в домашних условиях понадобится связующее вещество для темперных красок и порошкообразный краситель. Как и при создании масляных красок, темперную краску растирают с помощью стекла или мрамора (основа под красочный пигмент) и стеклянного бегунка.

 Красящий пигмент я приобретаю в магазинах для художников. При письме темперой для начала понадобится небольшое количество цветов: Глубоко-черная или виноградная черная; Белила цинковые или титановые; Умбра жженая; Сиена натуральная; Охра светлая и желтая; Кадмий красный светлый; Кадмий желтый светлый; Церулеум; Голубая «ФЦ»; Изумрудно-зеленая; Травяная зеленая. Чтобы перемешать пигмент со связующим веществом, налейте в приготовленные небольшие контейнеры желтковый раствор (состоит из воды и желтка куриного яйца). После выберите нужный красочный пигмент и смешайте его с раствором желтка.

Темперные краски продаются и в готовом виде. Для начинающих лучше покупать краски в тубах 46 мл. Внешне они практически ничем не отличаются от масляных красок. В красочную палитру темперы входят все названия красок, используемых в масляной живописи.

Краски следует хранить в оловянных тюбиках. При длительном хранении их трудно бывает развести водой, и поэтому в тюбик из шприца вводится небольшое количество мыльного раствора.

По окончании работы картину можно покрыть лаком для защиты от пыли. Чтобы избежать потемнения картины после покрытия ее лаком, предварительно поверхность обрабатывается 4-х процентным раствором желатина.

 

Дерево и грунт для икон

Для живописи темперными красками можно использовать различный плотный, не впитывающий краску материал, например, бумагу, картон. Такую поверхность достаточно обработать один - два раза желатином. Используемые в масляной живописи грунты также подходят и для темперной. Для темперной краски предпочтительней грунт белого цвета или любого оттенка светлого тона.

При письме икон используется деревянная поверхность, которую необходимо, в отличие от бумаги или картона, обработать должным образом. Для письма икон можно использовать практически любое, хорошо высушенное дерево. Для первой работы подойдет клееная фанера или деревянная доска размером 31 Х 22 см. Поверхность доски, на которой будет создаваться икона, должна быть ровной, без сучков. Прежде чем грунтовать деревянную поверхность для живописи темперой, гипсом или мелом (в мел лучше добавить половину части мела – сухих цинковых белил), доску необходимо проклеить со всех сторон раствором желатина. Для этого желатин наносится в жидком (а не застывшем) виде кистью.

Первый слой грунта состоит из смеси желатина и мела. Мел должен быть сухим, тщательно растолченным. Его добавляют в желатин, перемешивая до густоты сметаны, после чего полученный раствор наносится кистью со всех сторон деревянной панели (поперечно направлению волокон). Второй и третий слой грунта наносится через каждые тридцать - сорок минут тем же раствором, что и первый. После полного высыхания нанесенного грунта четвертый, пятый и шестой слои наносятся по такому же принципу, что и предыдущие. Спустя сутки, на поверхность грунта наносится еще три слоя более жидкого раствора желатина и мела в пропорции ½. Следующие три слоя более жидкого раствора наносятся так, чтобы поверхность доски стала более ровной. После полной просушки грунт необходимо отшлифовать: 1 - напильником; 2 - наждачной бумагой; 3 - наждачной бумагой №0. Грунтовать доски для нанесения на них темперной краски можно и с помощью раствора гипса. (Гийом Рамо – Поки, описывает с чего нужно начинать и как написать икону.)

Палитра и кисти для темперы

Палитра для темперных красок должна быть сделана из нержавеющего материала. По ее краям должны находиться бортики, чтобы не стекала вода. (Рис. 27). В процессе работы накопившуюся воду в палитре, я убираю ветошью.  Уход за палитрой для темперных красок не менее важен, чем для палитры масляных красок. Поэтому по окончанию работы, лишнюю краску с палитры необходимо удалить мастихином и протереть тряпкой, смоченной в воде.

Кисти, предназначенные для масляных красок, подойдут и для темперных. Применимы в темперной живописи и кисти, сделанные из шерсти белок, соболя, собак, кроликов, пони.

В начале творческого пути при работе темперой следует приобретать колонковые кисти или из кисти соболя плоские 17, 10, 6 номеров и круглые 3 и 1 номеров. Хотя для живописи на холсте целесообразней будет использовать плоские щетинные кисти, такие же, как и в масляной живописи.

 

Живопись темперой

Живопись темперными красками разнообразна. Темперой можно писать по - сырому, как в акварельной живописи, или писать, нанося пастозные мазки мастихином как в живописи масляными красками. В подмалевке можно использовать темперную краску одного цвета или же акварельные, гуашевые краски, а после - писать лессировками. Более легкий метод живописи темперой – штриховка (напоминающая штрих карандаша). Но обычно такой метод применяется на завершающей стадии работы. Темперой дорабатывают работы, исполненные акварельными красками. Если темперой дорабатывается масляная живопись, то в связующее вещество, кроме воды и желтка входит масло и различные смолы. Пробовать размешивать краску или находить нужный оттенок лучше на бумаге, либо на картоне.

Как и в масляной живописи, в темперной  не следует размешивать долго краску на палитре, бумаге иле картоне перед тем, как положить ее на холст. При длительном перемешивании краски, она  перестает «ИГРАТЬ» и выглядит тускло. 

Некоторые мастера темперной живописи во время работы смачивают обратную сторону холста водой, чтобы краска не засыхала.

 

 

Акварель

Акварельная живопись зародилась в глубокой древности. Ею пользовались Китайцы в живописи на фарфоре. В эпоху Возрождения Дюрер использовал акварельную краску в пейзажной живописи. В 17 веке акварелью пользовался Рембрандт, Рубенс.

 Акварельными красками пользовались для оформления книг, декоративных работ, позднее - для эскизов масляными и другими красками. Вместо бумаги использовались пергамент, ткани. До 16 – 17 веков акварель в искусстве и живописи играла второстепенную роль. К концу 18 века в Англии, затем во Франции, Италии, акварель становится серьезной живописью и занимает свое место в искусстве. По праву можно считать Англию страной акварельной живописи. Английские акварелисты: Тернер, Констебль, Томас Гёртин – писавший сельские пейзажи. В России в то же время было основано «Общество художников – акварелистов» / Мастера акварельной живописи России: М. М. Иванов (1748 – 1824); К. П. Брюллов (1856 – 1910); В. И. Суриков (1848 – 1916); М. А. Врубель (18565 – 1910); В.Д. Поленов (1844 – 1927); В. М. Васнецов (1848 – 1921) и еще многие другие.

 

Акварельные краски

Связующим веществом акварельных красок, в основном, является клей растительного происхождения, бальзамы, смолы. Акварельные краски должны быть очень тонко размельчены, иначе письмо ими будет не прозрачно. Вся красота в акварельной живописи основана на прозрачности нанесенных слоев, поэтому краску стоит выбирать наиболее прозрачную.

Акварельные краски продаются в магазинах для художников. Они могут быть в тюбиках (очень удобные на пленэре), в виде плиток или завернутые в бумагу (как Петербургские). (Рис.4). Для начинающих подойдут любые акварельные краски, даже изготовленные для детского творчества. Но в последствии желательно приобретать краски для профессионалов. Так же, как и другие краски, акварельные продаются в наборах. Краски бывают корпусные – прозрачные и кроющие – непрозрачные. К прозрачным можно отнести такие краски как кармин, краплаки, изумрудная зеленая. К непрозрачным – кобальты, кадмий красный светлый, кадмий красный темный, кадмий желтый. Чтобы изобразить тень, например, в натюрморте, падающую от кувшина, лучше использовать корпусные краски, так как они прозрачны, и тени на бумаге будут казаться более глубокими. На те места, где нужно показать свет в работе, например, падающий на кувшин, нужно изобразить кроющими красками, то есть теми красками, которые непрозрачны.

 Подходящие краски для акварельной живописи: различные марсы, охры и кадмии, английская красная, жженая сиена. Из зеленых красок подойдут – хромовые, кобальты; из синих – ультрамарин; из черных - виноградная. Чтобы работать акварелью, для начала хватит 10-16 цветов.

 

Материалы акварельной живописи

(Бумага, палитра, кисти, планшеты и стираторы для акварельных работ).

 

В большинстве своем современные художники пишут акварелью по бумаге. Наилучший вид бумаги для акварели – льняная. Хорошая бумага для акварели должна быть плотной с шероховатой поверхностью. На гладкую поверхность бумаги краска ложится гладким тоном, именно поэтому она не пригодна для акварельной живописи. Акварельную бумагу следует хранить в сухом, не пыльном месте. Можно использовать для акварельной живописи и картон, который в обработанном виде продается в магазинах.

 Палитру для акварели можно использовать такую же, как и в темперных красках. Для удаления жира ее необходимо промыть теплой водой и натереть разрезанной головкой чеснока. Также можно использовать в качестве палитры фарфоровые тарелки, металл, кафельную плитку, акварельную бумагу для смешивания на ней цветов.

 Для акварельной живописи подойдут кисти из мягкого волоса (например, беличьи, колонковые и т. п.). Жесткие кисти в акварельной живописи могут применяться лишь в декоративных целях, а также для различных живописных эффектов. При покупке круглых кистей, нужно убедиться, что у них ровные и острые концы. Начинающим желательно приобрести для начала три кисти: первую большого номера (17 – 20), вторую среднего (6 – 8) и третью кисть маленького размера (№2 – 3). Работать акварелью придется в основном большой кистью, что придаст со временем будущему художнику уверенность в письме. Хранить кисти следует в пеналах, чтобы не испортить форму волос.

Удобнее всего писать по акварельной бумаге, натянутой на планшет. Для этого бумага смачивается водой с двух сторон и прикрепляется канцелярскими кнопками к бокам планшета. Можно смочить водой только лицевую сторону бумаги и на края противоположной стороны нанести тонкий слой клея или клейстера, после чего бумагу можно приклеить к боковым поверхностям планшета.

В место планшетов, художники используют стираторы. Стиратор – это, своего рода, планшет и рама, которые вставляются один в другую. Пользоваться таким приспособлением просто: на планшет накладывается бумага и вставляется в раму, подобно пяльцам для вышивки.

Для этюдов на пленэре можно сделать специальный акварельный альбом. Для этого на картон нужно положить (такого же размера) акварельную бумагу в количестве 15 – 20 листов, после чего бумагу следует обрезать точильным ножом и по краям промазать альбом клеем ПВА. К нижнему картону приклеивается другой, который будет закрывать альбом сверху. Когда Вы используете верхнюю бумагу, срежьте ее ножом и пишите на следующем листе.

 

Живопись акварелью

В отличие от темперы в акварельной живописи белила не применяются (только в гуашевых красках). В качестве белил используется белый тон бумаги. Например, чтобы оставить самое светлое место в работе (чистую бумагу) в качестве блика, необходимо нанести на это место тонкий слой воска, и акварельная краска на него не ляжет. Всю работу следует вести в два – четыре слоя, чтобы в произведении присутствовала та легкость и прозрачность, какая присуща акварельной живописи. Не стоит брать краску грязной кистью и нужно чаще менять грязную воду в стакане. В акварельной живописи можно применять процарапывание или выскабливание ножом краски. Можно писать акварелью и по – сырому. Для этой цели бумага смачивается чистой водой и следом наносится тонкий слой краски. Чтобы замедлить процесс высыхания акварельных красок, к ним прибавляется мед.

 Акварель также можно использовать в подмалевке при живописи маслом и в декоративных работах.

В набросках, краткосрочных этюдах лучше писать по - сырому в полную силу цвета.

Предварительный рисунок для акварели делается карандашом средней мягкости. Очень мягкий карандаш (например, «8В») будет оставлять грязь, а твердый (например, «Н») - будет царапать поверхность бумаги. Стирать ошибки в рисунке ластиком (для этих целей используется мягкий ластик) надо аккуратно, чтобы не повредить поверхности бумаги. Если ластик твердый, то его можно прокипятить.

Рисунок, как в акварельной, так и в масляной,  темперной живописи нужен для:

  • получения наилучшей композиции,
  •  правильного построения фигур или предметов и их пропорций,
  •  выполнения перспективы.

В предварительном рисунке важно передать не светотень рисуемого объекта, а контур – внешнее очертание фигуры человека, предметов и т. п. Здесь  главным является учет пропорциональных отношений ширины предмета, его высоту и толщину. 

Писать акварельными красками поначалу, желательно, на планшете, обтянутом акварельной бумагой. Он кладется на крышку мольберта, приблизительно под углом в 45 градусов. Если наклон мольберта составит 90 градусов, то вода и краска будут стекать вниз. При таком расположении планшета акварелью пишут опытные художники.

Акварельная живопись может покрываться водяным или спиртовым лаком для защиты от воды и храниться под стеклом.