Возникновение внешкольных учреждений, становление и развитие системы дополнительного образования

 

Возникновение внешкольных учреждений, становление и развитие системы дополнительного образования

 

Д.В. Ревякин, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества Заводского района г. Орла», кандидат педагогических наук ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», e-mail:revyakin-dmitrii@mail.ru. Сайт Ревякина Д.В.: http://k-artina.ru/

 

 

Внешкольные учреждения в России возникли благодаря архитектору Александру Устиновичу Зеленко (1871-1953г.г.), который разрабатывал архитектурные строения для обучения, воспитания детей, подростков и педагогу Станиславу Теофиловичу Шацкому (1878-1934г.г.), организовавшему ряд клубов вблизи города Москвы.

Шацкий был творческой личностью: режиссер, актер, певец. «Трудовая школа есть, по существу, хорошо организованная детская жизнь», - утверждал он.[5].

Первые клубы, детские сады, созданные усилиями А.У. Зеленко и С. Т. Шацкого в Москве в 1905 году, имели название «Дневной приют для приходящих детей». В отличие от современных домов творчества для детей и юношей в «Дневном приюте» насчитывалось три мастерских и культурно-просветительное общество «Сетлемент».

Общество «Сетлемент» состояло из ученых, педагогов, мастеров. Главной задачей данного общества являлся образовательный процесс, включающий эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. «Сетлемент» прививало населению с различными возрастными категориями эстетическое мировоззрение и культурное видение окружающей действительности.

В 1909 году С.Т. Шацким, его соратниками - педагогами создано общество «Детский труд и отдых», а в 1911 году образована колония «Бодрая жизнь». Воспитанники колонии вели образ жизни, схожий с самим ее названием. В основном дети занимались физически-трудовой деятельностью, но помимо этого воспитанники посещали мастерские, клубы общества «Детский труд и отдых», а в свободное время обучались изобразительному, декоративно-прикладному искусству и пению. Помимо прочего, воспитанникам колонии были предложены различные мероприятия, в которые входили беседы разностороннего характера, изучение литературных произведений, театральные самодеятельные постановки, что влияло на развитие художественного вкуса детей.

В 1920 – 1930г.г. многие ученые, педагоги, искусствоведы стремились найти наиболее оптимальные способы улучшения теоретических и методических путей обучения изобразительному искусству воспитанников школьного возраста во внешкольных учреждениях. Перед педагогами стояла задача воспитывать эстетически-развитое молодое поколение. Проблемы творческого развития школьников исследовали такие знаменитые педагоги, психологи, историки искусствоведы, как: А.В. Бакушинский; Л.С. Выготский; Е.А. Флерена; К.М. Лепилов; К.Н. Корнилов; А.М. Шуберт и другие.

А.В. Бакушинский утверждает, что развитие творчества школьника проходит под влиянием инстинкта и родового опыта. По его мнению, творчество взрослого человека является «бескровным и уродливым».[1].

Л.С. Выготский – автор работы «Воображение и творчество» утверждает, что дошкольники и школьники младшего возраста являются активно-эмоциональными и могут проявлять творческие способности с раннего детства.

Впервые в истории России в 1919 году был разработан и апробирован проект обучения и воспитания детей и подростков в дополнительном образовании, где проводились культурно-просветительные работы.

В 1923-1925г.г. были созданы дворцы и дома пионеров и школьников. В основе деятельности данных организаций заключалось идеи пионерского движения. В домах и дворцах пионеров дети и юноши могли реализовывать свои творческие замыслы, заниматься художественной деятельностью под руководством педагогов – наставников, развивать свои творческие способности. В Ленинграде и Москве открылись педагогические институты, (в 1921г. – Московский педагогический институт; Государственный педагогический институт им. А.И. Герцина) в которых функционировали дошкольно-педагогические факультеты, где велась исследовательская работа, в частности, по проблеме изобразительного творчества. В 20-е годы на съездах все реже докладчики выступают с идеями об отрицании вмешательства педагога дополнительного образования в процесс творческой деятельности ребенка. В 1924 году прошел 3 съезд по дошкольному воспитанию. На нем выступил Г.А. Рошаль, сделавший акцент на необходимость творческого развития и роль искусства в жизни детей дошкольного и школьного возрастов. А.Г. Рошаль, утверждал, что педагог обязательно должен контролировать творческую деятельность ребенка, не навязывая своих взглядов, предоставляя воспитаннику свободу выбора на основе подготовленного обучающего материала.

В 1924 году Е.А. Флерина, автор книги «Детский рисунок», разрабатывает основы теории и методики изобразительной деятельности. Флерина называет ребенка в его творческой деятельности состоявшимся «художником». В основе развития творческих способностей детей на занятиях изобразительному искусству, по ее мнению ведущей ролью педагога, является воспитание подопечных, но наставник при этом должен аккуратно и осторожно вмешиваться в процесс творческой деятельности детей, не навязывая своего мнения. Флерина утверждает, что на детское изобразительное творчество огромное влияние оказывает эстетическое восприятие самих школьников, и любой вид художественной деятельности благоприятно воздействует на развитие творческих способностей детей.

С каждым годом государство улучшало финансирование внешкольных учреждений. Это касалось не только материалов и оборудования для художественных отделений, но и дополнительного образования в целом, что давало возможность развивать творческие способности воспитанников и приобретать необходимые навыки в других отраслях деятельности. Педагогический состав внешкольных учреждений постепенно переходил в педагогов-профессионалов своего ремесла.

С 1920 по 1930 г.г. педагоги (супруги) Шацкие, Л.К. Шлегер призывали обращать внимание на изучение психологии детского творчества. За рубежом в это время акцент делался на специфику видения ребенком изображения, на изображение форм рисуемых различными материалами воспитанником предметов.

В 1932 году создана «Программа дошкольных учреждений» где рассматривается вопрос о детском изобразительном творчестве. «Программа и внутренний распорядок детского сада» вышедшая в 1934 году указывает на особенности развития детского творчества средствами изобразительной деятельности, лепки и занятий по труду.

В 1937 году в г. Ленинград был открыт дворец пионеров, потрясающий по своим масштабам, в сравнении с другими образовательными учреждениями. (Ныне в бывшем Аничковым дворце по-прежнему размещается УДО). Занятия изобразительной деятельности проходили в отлично оборудованных залах и мастерских. В качестве педагогов выступали академики, ученые и выдающиеся искусствоведы.

В 1950-1960г.г. в СССР насчитывается более 1000 дворцов и домов пионеров и школьников, и более 100 детских парков для культурного время препровождения детей и юношей.

Кроме дворцов и домов пионеров и школьников с 1870 по 1950г.г. в дополнительном образовании появляются станции юных натуралистов, юных техников и экскурсионно-туристические, спортивные школы, театры юного зрителя, пионерские лагеря и библиотеки для детей и юношей.

В этот период (с 40 по 60 гг.) исследователи в области творческого развития и эстетического воспитания детей стремились определить методы и формы организации обучения. Содержание программы четко указывало, где и как воспитанник должен нарисовать предложенную тему, что в свою очередь, могло негативно отразиться на развитии творческих способностей.

Активную, положительную роль в развитии творчества школьников сыграли во главе Н.П. Сакулиной педагоги Л.Г. Суховская, Е.А. Коссаковская, М.В. Сахарова Дома художественного воспитания, существовавшего в 1940-е годы. Задачей педагогов «Дома художественного воспитания» было нравственно-эстетическое воспитание, прививание детям патриотизма.

Во второй половине 20 века дополнительное образование проходит ряд изменений и складывается система эстетического воспитания детей школьного и дошкольного возрастов.

Функционировавшая Академия педагогических наук, образовавшаяся в недавнем времени становится в 1986 году союзной, где открывается Научно-исследовательский институт художественного воспитания. Исследования в области эстетического воспитания детей средствами изобразительного искусства проводились Н.П. Сакулиной, В.А. Езикеевой.

В 1970 гг. внешкольные учреждения рассматривались государством как идеологический аппарат развития коммунизма и предотвращения детской безнадзорности. Воспитание идейного, культурного общества, со своими принципами и коммунистической моралью стало главной задачей внешкольных учреждений. Основной целью деятельности внешкольных учреждений становится выявление детских талантов путем обучения и воспитания с отличительными особенностями от общеобразовательной системы. Впрочем, главным результатом обучения детей во внешкольных учреждениях было отнюдь не воплощение коммунистической идеи. Дети посещали вышеупомянутые учреждения для реализации собственных творческих потребностей, профессионального самоопределения, самоутверждения, общения со сверстниками. Значительную роль в развитии эстетического вкуса, реализации творческих способностей и потребностей детей сыграло изобразительное искусство.

В 1984 году вышло государственное постановление о реформах в системе общего образования и профессиональной школы. Внешкольные учреждения считались дополнением общеобразовательных учреждений в воспитании и обучении. В каждом районе города было воспитательно-обучающее учреждение для детей и юношей, имеющее художественные и другие направления деятельности.

В 1990г. на развитие внешкольного и общего образования негативно повлиял экономический кризис в стране. Финансирование образовательных учреждений резко уменьшилось, усилился рост детской безнадзорности. Число детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования, сократилось.

В 1992 был принят закон РФ «Об образовании», где делался акцент на то, что образование должно быть направлено на воспитание патриотизма и гражданственности. Основой задачи закона «Об образовании» было воспитание на демократическом уровне таких качеств человека, как любовь к природе, труду, семье. Образовательные программы, созданные педагогами дополнительного образования, согласно закону «Об образовании» утверждались самим заведением, в котором проходила апробация программы. Согласно закону и статьи 12 – внешкольные учреждения становятся юридическим лицом.

С 1990 года в учреждениях дополнительного образования появляются творческие объединения с различными направлениями деятельности, в которых воспитываются и обучаются не только школьники, но и дети дошкольного возраста.

 Система дополнительного образования в России органично связана  с общим и профессиональным образованием; все чаще идет речь об интеграции общего и дополнительного образования.

Общее образование – это совокупность знаний, умений и навыков, способов творческой деятельности, ценностных ориентиров, необходимых каждому человеку независимо от профессии. [3].

Система общего образования (школа) не готова в полной мере предоставить ребенку выбор в его деятельности, развивать творческие, художественные способности. В этом случае система дополнительного образования в сравнении, например со школой, может занимать ведущую позицию в предоставлении воспитаннику права выбора наиболее подходящего для него вида деятельности.

Совершенствуя знания и приобретая навыки на занятиях в системе дополнительного образования, воспитанники обогащают свой жизненный опыт и имеют дополнительную возможность самопознания и самоопределения, которые, в свою очередь, оказывают влияние на общий уровень образованности. В творческих объединениях дополнительного образования на воспитанника оказывают положительное влияние внешние факторы: принятые правила поведения воспитанников с педагогом, внешняя обстановка и сама атмосфера: обмен информацией между воспитанниками по вопросам деятельности студии или другого творческого объединения.

Современная система дополнительного образования представляет собой деятельность, направленную на развитие творческих способностей детей, эстетического воспитания, прививание патриотизма и любви к Родине, природе с ранних лет. Дополнительное образование оставляет воспитаннику полный выбор и поиск эмоционально-ценностных ориентиров деятельности и творческого объединения единомышленников. Интересов и предпочтений детей касается в своих исследованиях Н.А. Ветлугина и Г.Н. Пантилеев. В них доказывается, что потребность ребенка самостоятельно выбирать любимый вид художественной деятельности, того или иного педагога очень велика.

В настоящее время система дополнительного образования предусматривает различные виды учреждений: центры; дворцы; дома детского и юношеского творчества.

Существуют станции, клубы и школы различных направлений, таких как: юных речников; моряков; авиаторов; космонавтов; десантников; парашютистов; пограничников; радистов; пожарных; технического творчества; туризма и экскурсий; юных натуралистов; автомобилистов; физической подготовки; экологические; относящиеся к различным областям науки, техники и видам искусств.

Детская студия (художественное творчество), детский парк, музей, оздоровительно-образовательный лагерь.

Деятельность воспитанников в системе дополнительного образования протекает по разным возрастным периодам. К школьным возрастным периодам относят:

  • Младший школьный возраст.
  • Средний школьный возраст.
  • Старший школьный возраст.

Одной из наиболее распространенных форм проведений занятий является творческое объединение.

Творческое объединение в системе дополнительного образования – это традиционная, базовая форма объединений детей и юношей по интересам.

Объединения классифицируются следующими формами: кружки, группы, клубы, студии, школы, лаборатории, секции, ансамбли и мастерские.

Применяются признаки для классификации форм детских и юношеских образовательных объединений:

  • Уровень педагогических задач и целей.
  • Широта, глубина содержания образовательного процесса.
  • Условия набора детей; годы обучения в творческом объединении, аттестации.
  • Уровень, качество учебных, воспитательных, развивающихся результатов.

Выделим наиболее интересные нам формы творческих объединений:

Кружки – наиболее распространенная форма детского или юношеского образования. В кружках образовательный процесс направлен на один предмет изучения и формирования знаний, умений и навыков.

Студии – в основе развития воспитанников находятся творческие и художественные способности, а профиль деятельности имеет принадлежность к какому-либо виду творчества, искусства.

Мастерская - форма творческого объединения, которая направлена на развитие творческих, специальных способностей воспитанников и относится к декоративно-прикладному и изобразительному искусству.

Нередко творческие объединения или учреждения дополнительного образования сотрудничают с другими учреждениями и организациями. Например: олимпиады; фестивали; конкурсы детских рисунков; посещение воспитанниками музеев изобразительных искусств, выставочных залов живописи и графики. Перечисленные мероприятия способствует развитию специальных художественных способностей детей.

 Взаимодействие учреждений дополнительного образования с другими организациями выражаются в следующих формах:

Повышение квалификации педагогов дополнительного образования и реализация их программ, тематических планов. Проходят занятия мастер - класс для педагогов дополнительного образования в той или иной отрасли деятельности, конкурсы достижений творческих объединений и педагогов дополнительного образования.

Некоторые учреждения дополнительного образования организуют различные творческие объединения на базах других заведений. (Творческая деятельность на базе школ и комнат школьника, детских садов и интернатов, ПТУ и техникумов).

Творческие объединения, работающие на базах учреждений, готовят воспитанников к выбору в дальнейшем профессиональной деятельности. Занятия изобразительной деятельностью на базе учреждений привлекает, заинтересовывает детей, обучающихся в данном заведении, что дает возможность педагогу привлечь воспитанников в творческое объединение. Дети, занимающиеся в  творческом объединении, находят общий язык со сверстниками, обучающимися в учреждении и повышают собственный опыт общения, обмениваясь информацией.

В методической деятельности учреждений дополнительного образования внимание уделяется повышению профессиональной квалификации педагогов. Организуются выставки детских творческих работ. Для педагогов дополнительного образования организуются конкурсы (например, Всероссийский конкурс «Сердце отдаю детям»), на которых рассматриваются новейшие теоретические и методические разработки педагогических идей и предложений, отмечаются наиболее талантливые и творческие педагоги.

В наше время система дополнительного образования РФ не имеет аналогов в мире, а для детей и юношей является источником единства познания и развития творчества, умением общаться со сверстниками и понимать окружающую действительность такой, какой она является.

 

 

Литература

  1. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов.– М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2006г.
  2. Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания / Под.ред. И.А. Каирорва и О.С. Богдановой. – М.:Изд. Просвещение, 1979г.
  3. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под.ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000г.
  4. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1977г.
  5. Соловейчик С. Л. «Час ученичества. Жизнь замечательных учителей». Изд.2-е - М.: Детская литература, 1972г.